Первое впечатление: мы находимся в театре абсурда. Ведь инициатива введения санкций принадлежит самим США, повышение российских пошлин с 5 августа — это лишь ответная мера, причем даже не на санкции, которые США вводят адресно против России, а на ограничения с американской стороны на ввоз стали и алюминия, которые коснулись не только нашей страны. А теперь США апеллируют к ВТО, чтобы под ее прикрытием ввести очередной пакет антироссийских санкций.
Протекционистская политика Дональда Трампа уже вызвала обращения в ВТО со стороны ряда стран, попавших под ограничения США. Правда, и США готовы использовать ВТО не только против России. ВТО все больше превращается в «воронью слободку» — своего рода скандальную коммунальную квартиру.
Тогда, может быть, нам вовсе не обращать внимания на то, что «варится» в ВТО? И вообще, не пора ли выйти из этой организации? Тем более что призывы хлопнуть дверью раздаются давно, они весьма популярны. Но мой ответ на оба поставленных вопроса отрицательный.
Почему Россия не вышла из олимпийского движения, когда ее лишили права на олимпийскую сборную под государственным флагом? Потому что вред, который был бы нанесен отечественному спорту, от этого шага был бы непоправимым. Так и выход из ВТО — это добровольный шаг к еще большей изоляции России, это та контрсанкция, которая вредоноснее самих санкций.
Владимир Путин выступал с заявлением о том, что санкции «абсолютно незаконны с точки зрения международного права, нарушают принципы международной торговли и правила Всемирной торговой организации». Если так, то почему Москва не активна на поле ВТО?
Позиция, высказанная российским президентом, в принципе верна. Но всегда важны детали. Что дало основания постпреду США в ВТО Майклу Панки в 2014 году, на заре введения адресных антироссийских санкций, утверждать, что они соответствуют нормам ВТО? Чтобы разобраться, лучше всего обратиться к конкретному примеру.
В январе 2014 года, еще до «украинского кризиса» в отношениях России и Запада, Россельхознадзор ввел запрет на ввоз живых свиней и свинины из ЕС, сославшись на вспышки африканской чумы свиней в Литве и Польше. В апреле 2014 года ЕС запросил консультации с Россией в ВТО по вопросу отмены запрета, в августе 2016‑го орган по разрешению споров ВТО (Dispute Settlement Body, DSB) поддержал ЕС. В июне 2017 года Россия и ЕС договорились, что Москва исполнит решение DSB к 6 декабря 2017 года. В тот день Минэкономразвития объявило, что Россельхознадзор снял «технические запреты ветеринарного характера». Однако поставки свинины из ЕС в Россию не возобновились, так как в августе 2014‑го Россия ввела эмбарго на ввоз продовольствия из Евросоюза. 19 декабря 2017‑го спор ЕС и России был продолжен, в начале 2018 года ЕС передал вопрос об ответных торговых санкциях в арбитраж при ВТО. Сейчас, по неофициальным сведениям, обсуждается размер штрафных санкций.
Вот так неспешно, годами, мелют жернова юстиции от ВТО. Но это лучше, чем если бы их не было вовсе. Международное право точно лучше его отсутствия.
Возможно, до недавнего времени существовал взаимный негласный отказ от обращения в ВТО по поводу санкций. Но ситуация явно меняется. Фронтальные запреты — прямое приглашение для обратных штрафных санкций. По оценке Алексея Портанского, профессора ВШЭ и ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН, российские контрсанкции более прямолинейны с точки зрения барьеров в торговле. «Если сравнить с санкциями, которые до этого применял Европейский союз и Соединенные Штаты в отношении России, они тоже, конечно, ограничивали нас в торговле, но в своем большинстве не были такими откровенными».
Вывод: и санкции, и контрсанкции следует тщательно тестировать на перспективу обращения в ВТО и скорость получения результата. Вряд ли России стоит отказываться от этого инструмента защиты. Наоборот, любые победы в ВТО прибавят Москве международного признания.
Но остановить войну санкций ВТО, конечно, не сможет, она лишь медленно, но верно раскрутит карусель штрафных санкций. Остановить санкции — дело политиков.