С начала века Россия уже пережила несколько этапов «региональной перестройки». В 2000 году указом президента Владимира Путна в России были созданы федеральные округа, во главе которых стояли полномочные представители главы государства — для лучшей управляемости регионами. На сегодняшний день в РФ восемю федеральных округов- Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Затем наступил этап укрупнения регионов.
В 2003-2008 годах число субъектов РФ сократилось с 89 до 83 за счет объединения территорий. Это так же делалось для укрепления «вертикали власти»: убирались мелкие, незначительные звенья. Сейчас же за основу берется совсем иной подход. Макрорегион предлагается выделять с учетом «сложившихся социально-экономических связей».
На сегодняшний день в России имеются два региона с таким статусом — Дальний Восток и Северный Кавказ. К ним чиновники предлагают добавить еще 12 макрорегионов, которые будут созданы на основе федеральных округов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.
В каждом из них должен быть создан хотя бы один крупный центр экономического роста, который потянет за собой все остальные. Кроме того планируется создать объекты инфраструктуры, которые обеспечат выход территорий к международным рынкам или основным транспортным коридорам. По замыслу Минэкономразвития, такое деление повысит уровень экономического взаимодействия между регионами и улучшит качество жизни в них.
Эксперты видят в инициативе Минэкономразвития определенный потенциал, но уверены, что она требует доработки.
Никита Масленников, советник института Современного развития
- Стратегия ориентированна на развитие тысячи малых и средних городов, в которых проживают 30-32 миллиона россиян. Это огромная задача и она направленна на создание потенциала для развития малого и среднего бизнеса. Причем бизнеса высокотехнологичного, а не сырьевого. Именно под этим углом Минэкономразвития принял во внимание то, как складываются экономическое реагирование России и как можно создать предпосылки для усиления деловой активности в регионах. Определенный опыт развития подобной стратегии уже есть — это Дальний Восток и Северный Кавказ. Ясно, что деление на макроэкономические регионы может приносить пользу, если делать акцент на сильные стороны территорий. Что касается конкретных 14 макрорегионов - это вопрос еще предстоит обсудить с субъектами федерации и бизнесом, поэтому здесь еще много предстоит сделать. Я бы не рассматривал это деление как «священную корову», поскольку может быть создано и 18 макрорегионов, а может и 10.
Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития:
-Укрупнение регионального устройства обсуждается достаточно давно. Это необходимо для того, чтобы оптимизировать региональное управление. С экономической точки зрения, можно сказать, что в рамах укрупненных структур можно более эффективно проводить различные инициативы. Однако многое будет зависеть о того, как конкретно это деление будет происходить. Необходимо будет очень внимательно отнестись к экономической и отраслевой структуре регионов. Кроме того, нужно будет учесть, насколько согласованно эти регионы смогут действовать в рамках того или другого макрорегиона. Такого рода деления приводят к оптимизации экономической политики. И с управленческой точки зрения, такой подход может быть целесообразен, но многое будет зависеть от того, как именно он будет организован.