Последние угрозы Вашингтона по поводу введения новых санкций против России носили неопределенный характер. Пакет санкций планировала ввести администрация президента Дональда Трампа. Он связан с «делом Скрипалей» и касается американского закона о контроле над химическим и биологическим оружием. Санкции предусматривали запрет на поставку в Россию продукции двойного назначения, то есть такой, которая может использоваться в том числе и в составе отравляющих веществ.
Во-вторых, пакет ограничений разработали сенаторы США. Отечественные эксперты назвали его «драконовским», так как он затрагивает экономические отношения России с США, а также с торговыми партнерами нашей страны по всему миру. Пунктами этого законопроекта служат крайне агрессивные ограничения: запрет американского экспорта в Россию (исключая продовольствие) и импорта Соединенными Штатами российских товаров, включая углеводороды. Контролируемые российским правительством авиакомпании могут лишить права на посадку в США.
Кроме того, Вашингтон начнет блокировать кредиты, которые выдаются России международными финансовыми организациями. Также может быть введен запрет на обращение российский облигаций федерального займа и на операции по счетам наших госбанков в США.
Как подчеркивает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев, рубль сейчас находится под угрозой санкционного давления. «Официально ограничительные меры не публиковались, но эффект неопределенности пугает биржевых игроков», — считает эксперт.
Есть и другие факторы, давящие на курс национальной валюты. 23 августа стартовал очередной экономический симпозиум в американском Джексон-Хоуле, где встречаются руководители ЦБ крупнейших стран мира. Инвесторы ждут выступления главы Федеральной резервной службы (ФРС) США Джерома Пауэлла. Накануне глава Федерального резервного банка Канзаса Эстер Джордж заявила, что в этом году процентная ставка поднимется еще дважды (с 1,75-2% до 2,5%), а также несколько раз в 2019 году . «Рост ставок в американской экономике делает более привлекательными вложения в американские облигации», — уверен старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
Тем временем Россия постепенно отказывается от вложений в этот инвестиционный инструмент. С начала года вклады нашей страны в казначейские облигации США снизились со $110 млрд до $15 млрд. Москва решила перекладывать накопления в золото — запасы драгметалла Банка России только в июле выросли на 26 тонн, что позволило нашей стране занять пятое место по запасам золота в мире и обогнать по этому показателю Китай
Есть основания полагать, что это был не самый выгодный ход ЦБ. С середины июня котировки тройской унции упали в цене со $1,3 тыс до $1,2 тыс - то есть, примерно на 8-9%. Не удивительно, что международные резервы страны, как отмечает ЦБ, за последний месяц снизились на $5,4 млрд и достигли уровня января этого года. (Подробнее читайте в материале «Россия вложилась в золото от политического отчаяния»).
Дабы поддержать падавший в предыдущие дни рубль, с 24 августа Банк России приостановил закупки валюты на свободном рынке. Однако, как полагает Деев, это «не панацея, а лишь снижение скорости падения рубля».
«Санкции от 27 августа уже заложены в текущие котировки рынка. Реакция рубля может быть негативной, только если санкции коснутся запрета на покупку ОФЗ и сделки с госбанками России в США», — считает начальник отдела «БКС Брокер» Василий Карпунин.
Вторая «волна» американских санкций, касающихся экономических ограничений и разработанных сенаторами, может быть введена в действие через три месяца — после их одобрения президентом Трампом. Однако рынок может отреагировать на будущую угрозу с опережением. Если 27 августа США огласят все санкции, включая экономические, которые будут введены осенью, то курс российской валюты может провалиться за 70 рублей за доллар уже к началу сентября.
Читайте материал «Экономисты дали прогноз на курс рубля в сентябре и ноябре»