...Семья москвичей Беловых все лето проводит на даче. «Как-то раз ночью у меня разболелся зуб мудрости. Буквально на стенку лезла. Утром побежала в ближайшую поликлинику, где меня огорошили: дескать, мой полис в Калужской области не работает, удалить зуб могут только за деньги. И выкатили такую сумму, что я сначала не поверила в такую наглость», — жалуется Елена. В итоге женщина отправилась в коммерческую клинику. Обошлось гораздо дешевле, чем в государственной.
Елена не одинока. Как рассказывает глава одной из страховых медицинских организаций (СМО) Дмитрий Толстов, таких примеров немало. Стоит россиянину выехать за пределы своего региона, как его пытаются обобрать как липку. «Нередко деньги просят за оказание стоматологических услуг, входящих в базовую программу ОМС, объясняя это тем, что «страховка этого не покрывает». Но бывают и более сложные случаи. Одну даму, которая поехала на отдых, попросили оплатить контрастное вещество при проведении МРТ по показаниям. Она пожаловалась в СМО; экспертиза показала нарушение ее прав, но поликлиника деньги добровольно возвращать отказалась. В таких случаях страховые представители помогают оформить иск к поликлинике: дело выиграно, деньги возвращены.
Страховые медицинские организации подготовили рейтинг проблем со здоровьем. В горячую десятку вошли простудные заболевания (ОРВИ, бронхиты), травмы различной сложности (ссадины, ушибы, вывихи, переломы), неотложные состояния (воспаление глаз, ушей при попадании воды), пищевые отравления и иные расстройства желудочно-кишечного тракта, перегрев на солнце, солнечные ожоги, острая зубная боль и обострения стоматологических заболеваний, аллергические реакции и заболевания, укусы змей, клещей и обострения сердечно-сосудистых заболеваний.
Специалисты составили и топ-10 нарушений прав пациентов в медицинских организациях в период отпусков, с жалобами на которые россияне обращаются в страховые организации. На первом месте — отказ в оказании неотложной медицинской помощи в связи с тем, что гражданин, находясь в другом регионе, забыл полис ОМС дома. На втором — требование перерегистрации полиса на территории временного пребывания. На третьем — требование оплаты оказанных услуг, входящих в систему ОМС при предъявлении полиса из другого региона.
Полис ОМС гарантирует оказание бесплатной медицинской помощи по базовой программе на всей территории России. Собираясь в поездку в другой регион, обязательно возьмите с собой оригинал документа. Если ваши права нарушают, например требуют заплатить за лечение или отказывают в медицинской помощи, обратитесь в администрацию медучреждения или к представителю страховой компании, выдавшей вам полис ОМС.
— Во всех случаях возникновения конфликтов в медицинских учреждениях, нарушения ваших прав, а также при любых вопросах, связанных с получением услуг в системе ОМС, следует в первую очередь обратиться в свою страховую компанию. Номер «горячей линии» указан на полисе ОМС, — говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. — Рекомендую внести его в память вашего телефона. На территории временного пребывания пациенты могут столкнуться с тем, что им начнут отказывать в предоставлении бесплатной медпомощи или, например, предложат оплатить визит к «узкому» специалисту. В этих случаях в первую очередь надо обратиться в администрацию медучреждения. Отказ в предоставлении медицинской помощи, входящей в базовую программу ОМС, лишь на том основании, что человек зарегистрирован в другом регионе, неправомерен. Если обращение в администрацию не помогло, можно обратиться на «горячую линию» территориального фонда ОМС, телефон которого можно найти на сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования или информационных стендах в медицинской организации. Если у вас потребуют перерегистрации полиса ОМС на территории временного пребывания, делать это не нужно, поскольку в последующем могут возникнуть проблемы при получении медицинской помощи в родном городе.