Парад рекордов
Наступление «зеленых» настроений и торговые войны мало сказываются на мировой и отечественной угольной отрасли. В мировом топливно-энергетическом балансе доля угольной генерации составляет около 40%.
Россия занимает пятое место в мире по добыче угля и третье по экспорту. Добыча угля в нашей стране растет хорошими темпами, в 2017 году из недр было извлечено 408,9 млн тонн. Этот показатель — абсолютный рекорд для отечественной угольной промышленности, на 5,7% превышающий предыдущий рекорд, установленный в 2016 году (383,8 млн т). Но что не менее важно — это уровень эффективности в российской угольной отрасли. За последние два года в стране установлено более двух десятков российских и мировых рекордов производительности. Так, можно вспомнить недавние мировые рекорды экскавации на разрезах Черногорский и Восточно-Бейский в Хакасии, Никольский в Бурятии, Заречный в Кузбассе, рекорд месячной добычи угля из очистного забоя на шахте им. В.Д. Ялевского в Кузбассе.
В текущем году, по оценке замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского, добыча вырастет до 420 млн тонн. В январе-июне в стране добыто 209,4 млн тонн угля. Это на 5,7% больше, чем в первом полугодии 2017 года, а за пять прошедших лет добыча выросла на 23%. По прогнозам Минэнерго, к 2030 году объемы угледобычи вырастут до 480–500 млн тонн.
Ставка на экспорт
«Почти половина добытого угля продается за границу. Экспорт угля из РФ в первом полугодии составил 93,3 млн т. Это на 3,0% больше, чем годом ранее. За пять прошедших лет (по сравнению с I полугодием 2013 года) объемные показатели экспорта угля выросли на 37,8%, а доля угля, продаваемого на экспорт, выросла с 39,7% до 44,5% от объема добычи», — сообщил аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
Крупнейшим угледобывающим регионом РФ остается Кузнецкий бассейн, на долю которого приходится 59% российской добычи каменного угля, 77% — коксующего. Около 70% руды в нашей стране добывается открытым карьерным способом, доля шахтной добычи сокращается.
«Наиболее перспективными для освоения все больше становятся районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это связано не только с пока еще недостаточной разработкой месторождений Востока, но и c близостью к Юго-Восточной Азии с ее растущим экспортным потенциалом. В то время как в Европе потребление угля снижается, в странах ЮВА оно продолжает расти. Уже в прошлом году на этот регион приходилась почти половина (48,20%) экспорта российского угля. В том числе 14,7% было продано в Южную Корею, 12,9% — поставлено в Китай и 11,4% — в Японию», — добавил Калачев.
Игра по-крупному
«Одной из тенденций мирового угольного рынка является консолидация угольного бизнеса и слияние его с металлургическим, энергетическим и транспортным бизнесом. Этот процесс идет и в другом направлении — стальные, транспортные и энергетические корпорации приобретают угольные компании», — отметил старший аналитик БКС Сергей Суверов. По его словам, в России также происходит консолидация угольных активов, хотя крупных публичных сделок в этом направлении в 2018 году пока не зафиксировано.
Но в том, что сделки M&A обязательно будут, эксперт не сомневается. Ведь угольная отрасль единственная в структуре ТЭК РФ полностью контролируется частным капиталом. А предприниматели лучше чиновников умеют считать деньги и генерировать доход. Крупнейшие производители энергетического угля — СУЭК Андрея Мельниченко, «Кузбассразрезуголь» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, «СДС-Уголь» Михаила Федяева и Владимира Гринева, металлургического угля— «Евраз» (контролирует шахту «Распадская») Романа Абрамовича и «Мечел» Игоря Зюзина. Угледобывающие предприятия являются градообразующими для 30 российских моногородов с населением свыше 1,3 млн человек.
В нашей стране принята программа развития угольной промышленности России, предусматривающая инвестиции в основные средства производства в объеме более 5 трлн рублей на период до 2030 года. Основная доля — частные инвестиции, государственная поддержка будет распространяться только на закрытие убыточных и аварийных шахт.
Очевидно, что выдержать конкуренцию в нынешних экономических и финансовых условиях не просто. Тем более что сейчас на рынке появляются новые продукты, способные революционно продвинуть вперед угольную отрасль. Так, в Китае научились делать из угля моторное топливо. Ведут подобные разработки на Южном Урале и миасские ученые из ГРЦ.
Еще одним фактором, подталкивающим процесс консолидации, является ужесточение экологической политики государства. «В мае в России принят ряд мер по снижению негативного воздействия на экологию, в том числе к перечню областей применения наилучших доступных технологий добавлена область сокращения вредных выбросов при перевалке угля. В Кузбассе подписан меморандум о сотрудничестве по экологическим и энергоэффективным проектам, а СУЭК представила экологичное бездымное топливо», — заметила аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. Разумеется, что позволить дорогую модернизацию производства и выпуск инновационной продукции сейчас могут себе позволить только крупные компании.
Правда, правительство РФ готово дать шанс и малым игрокам. Например, Минвосток-развития подписало соглашение о строительстве специализированного угольного порта в Приморском крае для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий.
Приятный ценник
Время провести необходимые инвестиции в инфраструктуру и повысить качество продуктового портфеля у российских компаний пока есть. За это нужно сказать «спасибо» благоприятной ситуации на мировом рынке. Цены на уголь уже два года демонстрируют положительную динамику и сегодня находятся недалеко от максимальных значений прошлого года, то есть фактически вернулись на уровень 2012 года. «Коксующиеся угли котируются около 100 долларов США за тонну, энергетические — в районе 65 долларов. Судя по динамике, хорошая ценовая конъюнктура на рынке угля сохранится как минимум до конца следующего года», — полагает Алексей Калачев.
Запасы на 500 лет
На этой волне крупнейшие угледобывающие компании страны активно инвестируют в свое развитие. Частные инвестиции в отрасль в 2017 году составили 90 млрд рублей. Только на Кузбассе компании в 2017 году вложили 53 млрд рублей.
Сразу несколько крупных компаний не только занялись разработкой новых месторождений (в Приморском крае СУЭК запустила разрез «Некковый»), но и начали модернизацию и развитие инфраструктуры: автодорог, железнодорожных веток, перевалочных терминалов. К примеру, «Сибирский Антрацит» совместно с ООО «Разрез Восточный» анонсировали проект строительства собственной железнодорожной инфраструктуры — 25 км дороги и пункт погрузки. Компания «Колмар», добывающая уголь в Южной Якутии, строит специализированный терминал по перевалке угля в порту Ванино Хабаровского края. «Восточный порт» в Приморье создает специализированный угольный терминал. ВГК реализует проект строительства угольного порта в акватории Шахтерска. Современные угольные терминалы оборудованы самым современным оборудованием и технологиями, не только повышающими производительность, но и обеспечивающими экологичность до максимального уровня. Так, Мурманский морской торговый порт только в прошлом году на экологические проекты направил 350 млн рублей, а в ближайшие 4 года направит на эти цели еще 3 млрд рублей!
По оценке Калачева, несмотря на постепенное снижение доли угля в глобальном энергобалансе, в абсолютном выражении потребление угля продолжает медленный, но уверенный рост. Динамика эта географически неравномерна: если Европа и Северная Америка нацелены снижать использование угля в энергетике, то страны Азиатско-Тихоокеанского региона продолжают наращивать его. Эти тенденции сохраняют долгосрочные перспективы для российского угля. По оценке экспертов, угольных запасов в России хватит на 500 лет добычи. Так что отечественным шахтерам работы хватит еще надолго.