Некачественный продукт: эксперт объяснил, почему разваливается российский турбизнес

Управление огромной отраслью находится на невысоком уровне

«Благодаря многолетнему опыту работы и профессионализму сотрудников нашей фирмы туристов ждут только безопасный комфортный отдых, яркие впечатления и положительные эмоции». Этот рекламный текст по смыслу и характеру — универсальный. И чрезвычайно далекий от реального положения вещей.

Управление огромной отраслью находится на невысоком уровне

тестовый баннер под заглавное изображение

Знаю это реальное положение, что называется, по долгу службы. Так получилось, что мне как эксперту-аналитику предложили в Госдуме России принять участие в подготовке законопроекта «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этот закон был утвержден президентом в 1996 году.

Мы были уверены, что все в нем учли, но ошиблись. За 22 года в «Основы…» внесли множество поправок. Появились и подзаконные акты «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта». Правила своим постановлением утвердило Правительство Российской Федерации в июле 2007 года. Последняя правительственная правка «Основ…» пришлась на апрель текущего года. Но и это не сделало отечественный туризм самым надежным и привлекательным на планете. Наши граждане по-прежнему не защищены от недобросовестных туроператоров и турагентств.

Без тщательного анализа прошлого не бывает, как говорится, счастливого будущего. Помню тот же год — 1996-й. В отличие от многих западных фирм у туристических компаний в России не было в едином управлении всех атрибутов этого сложного бизнеса: путевок, транспорта, трансфера и т.д. Выигрывали те, кто имел заранее выкупленные авиабилеты на регулярные рейсы или чартеры.

Одна крупная туркомпания активно подсуетилась и выкупила тысячи мест на рейсы по самым популярным в 90-е годы направлениям: Франция, Италия, Турция, Тунис, Марокко… Бизнес рос как на дрожжах. С 1996 года по 2000-й оборот компании был уже 100 млн долларов. А когда она объединилась со структурами крупного банка, оборот вырос почти до 300 млн долларов в год.

Но одновременно с этим возросла конкуренция на рынке туристских услуг. От компании отпочковывается новая фирма и начинает отправлять туристов на все самые популярные направления. В 2010 году терпит крах и она. Восемь тысяч оплативших свои путешествия туристов оказываются лишенными нормального отдыха. Компенсации за причиненные измывательства им не выплачены по сей день. Чтобы все прошло так, как написано в глянцевом проспекте фирмы, не хватило около 80 миллионов рублей.

Могли ли эти проблемы быть высвечены заранее, до начала стрессовых ситуаций?

«Конечно, могли, — говорит профессор Академии Плеханова Михаил Кулапов. — Если бы Ростуризм или иной какой-либо финансовый орган отслеживал, что, скажем, та или иная фирма взяла в банке кредит и вовремя его не гасит. Значит, фирма, скорее всего, не выполнит взятых на себя обязательств. Иными словами, отсутствует прогнозирование на ранних этапах оказания туристских услуг. А кто может осуществить такое прогнозирование? Только высококвалифицированные менеджеры, знающие все нюансы проблемы».

Профессор Сергей Беляев — того же мнения: «Проблема возникла не сегодня. Еще десять лет назад предлагали такую меру, как увеличение страхового взноса. Но она ничего не дала, кроме удорожания туристских услуг. Больше того: практика показала, что в целом ряде случаев никаких страховых взносов просто не хватает. И вот вам печальный результат: только одному из двадцати туристов возвращают затраченные деньги, остальные остаются ни с чем. Но, как сказал мой коллега, проблема комплексная. Управление всем огромным туристическим хозяйством находится на очень низком уровне. Не включены механизмы контроля, комплексный анализ коллапсовых ситуаций остается достоянием узкого круга специалистов и на практику никак не влияет. Нет и нормальной правоприменительной практики. Российский турист никак не защищен. И надо сегодня говорить о российском туризме, что это — продукт некачественный. Я убежден, что повышение уровня менеджмента сделает его более качественным».

Нельзя объять необъятное, считал Кузьма Прутков. Нельзя-то нельзя, но иногда очень хочется. Особенно когда воображение будоражат сотни миллионов долларов. Бывает, что не рассчитывают свои возможности и очень солидные по размерам туроператоры. На слуху — недавний крах «Натали Турс». А заодно и крах надежд на отдых нескольких тысяч россиян.

Плохо еще и то, что в туркомпаниях о проблемах знает, как правило, только высшее руководство. Менеджеры обычно не догадываются, что фирма уже на краю пропасти, и продолжают свою активную деятельность по привлечению новых клиентов.

Наша страна, как известно, занимает одну седьмую часть поверхности планеты. А доходы в области туризма у нас составляют одну сотую часть мировых доходов. И это несмотря на все наши туристические богатства. Байкал, если кто не заметил, расположен у нас, а не в Бельгии. У нас же и Камчатка, и Сахалин, и потрясающие по своей красоте места в устье Волги, на Урале, Енисее, Лене, Оби… — все не перечислишь. А основная масса туристов находится в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, на Золотом кольце… Поэтому мы и имеем этот обидный процент от мирового туризма. Сравнивать нас с Францией, Испанией Италией, той же Турцией, конечно, можно, но не очень корректно: слишком уж непохожи наши климатические условия, размеры территорий…

Но возможности для роста у нас есть. И их немало.

Сколько уже говорится о развитии внутреннего туризма — а много ли для этого сделано? Да, есть в отдельных местах отдельные достижения. Причем иногда — вполне впечатляющие. Но встает вопрос: как до этих достижений добраться? С внутренними перевозками у нас проблемы. Все делается через Москву. Чтобы житель Алтая добрался до Сахалина, ему для этого нужно сначала заехать в любимую столицу… С дорогами тоже далеко не везде благополучно. А решать любую проблему нужно комплексно — без развития экономики всей страны этого не получится. Нужно, чтобы человеку было не только куда поехать, но еще и на что. Для этого необходим рост всей экономики.

Посмотрим на наши самые успешные отрасли — нефтяную, газовую, зерновую, оружейную. Они находятся под пристальным вниманием правительства и президента. В эти отрасли приглашаются в случае необходимости специалисты, менеджеры со всего мира. В туризме этого нет. Он у нас — во втором, а то и в третьем ряду государственных приоритетов.

Есть головное ведомство — Ростуризм. Но, несмотря на свое крутое административное значение, никаких жестких полномочий у него нет. Практических идей по развитию отрасли тоже не слишком много. То возникает мысль о саморегулирующихся туристических организациях, то «давайте повысим для туроператоров страховые взносы», то «будем теперь прежде всего соблюдать основную концепцию Федеральной целевой программы развития туризма до 2025 года»…

Согласен: программа полезная, и соблюдать ее надо. Чтобы вклад туризма в ВВП России стал выше, а туристов — больше. А то ведь этот вклад пока не очень значительный: около 5 процентов по данным за 2017 год. В то время как в некоторых странах это десятки процентов. Надо бы и нам свои проценты повысить. Хотя бы в отдаленной перспективе.

И одна из главных причин отставания отечественного туризма — дефицит управленцев высокого уровня. Мне как профессору РЭУ им. Г.В.Плеханова это и обидно, и непонятно, поскольку знаю, что многие наши учебные заведения готовят специалистов по организации туризма.

Планы по развитию отрасли существуют, и планы грандиозные, хотя далеко не всегда поддаются научному прогнозированию. Но планы планами, но пока управление всем этим огромным хозяйством находится на невысоком уровне. Не редкость и отмененные чартеры, и недобросовестность туроператоров, и проблемы с доступным проживанием… И, повторюсь, ощущается острая нехватка квалифицированных менеджеров во всех звеньях этого бизнеса, способных решать самые острые проблемы, существующие на российском рынке туризма — как выездного, так и внутреннего.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27758 от 16 августа 2018

Заголовок в газете: «Натали Турс» и другие: турбизнес на грани развала

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру