Белоусов обосновывает свои предложения тремя факторами. Во-первых, денег не хватает на реализацию майских указов. Во-вторых, речь идет о выравнивании налогового бремени. Естественно, в пользу получателя налогов, а не их плательщика. Белоусов считает, что в 2017 году налоговая нагрузка в металлургической и химической отраслях была 7%, а в нефтегазовой — 28%. В-третьих, экспортная выручка металлургов и химиков в 2017 году образовалась «благодаря рыночной конъюнктуре» и не зависела от действий руководства компаний.
Все три аргумента убедительностью не блещут. Конъюнктура — конъюнктурой, налоги — налогами, но есть закон. Именно он регулирует расчеты между компаниями и государством. Если 14 достаточно произвольно выбранных компаний не имеют по закону, а не по мнению помощника президента, долгов перед государством, то ничем еще с ним делиться не должны.
Закон, правда, — дело, как известно, поправимое. Особенно — в интересах государства. Но и «исправленный» закон обратной силы иметь не должен.
Что же касается майских указов, то ссылка на них — прежде всего универсальная отмычка. В данном случае — к сейфам металлургов и химиков, а если понадобится — то вообще к любым.
Предложения Белоусова, хотя формально сами они ни к старым, ни к готовящимся антироссийским санкциям отношения не имеют, тем не менее прекрасно укладываются в защитные действия. На этот раз защищать предстоит бюджет. Неслучайно пострадавшие от санкций компании в списке не фигурируют.
Скорее всего, эти предложения на практике будут иметь, если дело дойдет до их реализации, двойное назначение. Это и контрсанкции, и путь реализации майских указов.
Но если взглянуть на записку Белоусова под таким углом, то открывающаяся картина просто обескураживает. Майские указы по прочтении казались билетом в очередное светлое будущее. С гражданами-долгожителями, с сильной экономикой, с развитой инфраструктурой, наукой, образованием и здравоохранением. Их реализация еще не начата, идет нулевой цикл работ, а уже выясняется, что указы предполагают максимальное изъятие ресурсов в пользу государства. При этом оказывается возможным не слишком придерживаться буквы закона. Демиургом светлого будущего опять будет государство. Ничего не напоминает? Все это уже было. А вот светлого прошлого — не было. Так что и с будущим проблема.
И ведь в ту же сторону всеобщего огосударствления Россию толкают санкции. Куда за помощью пойдут пострадавшие компании банки и граждане? Значит, государство должно заранее наполнять свои закрома.
Кто-то, возможно, увидит в кооперации майских указов и американских санкций добрый знак. Вот какие мы мудрые! Даже вражеские происки нам только на пользу.
Но такая позиция близорука. Будущее, которое готовят нам санкции, — это изоляция и отставание. Майские указы ставили совсем другие цели. К ним не дойдешь, используя средства из записки Белоусова, которые, по мнению РСПП, приведут к «массовому уходу инвесторов с российского рынка. Меры по государственному регулированию доходов промышленников ликвидируют стимулы для развития производства, повышения производительности труда и общей эффективности компаний». Это будущее не майских указов, а американских санкций.