Эксперты раскрыли тайный смысл инициативы правительства, направленной против богачей

В России начинается новое раскулачивание

Новые американские санкции еще не введены и только обсуждаются, но отдельные сектора российского бизнеса уже схватились за голову. Они не ожидали такого удара. И от кого? От своих, от российских же властей. В правительстве рассматривается идея изымать сверхдоходы у «богатеньких буратин» - металлургической, химической, нефтехимической и горнодобывающей промышленности.

В России начинается новое раскулачивание

Напомним, что с такой инициативой к Владимиру Путину обратился помощник Президента Андрей Белоусов. По его подсчетам, если «отсечь» сверхдоходы 14 отечественных компаний, которые они получили за минувший год, то в бюджет поступит дополнительно более 500 млрд рублей. Хватит и на социальные программы, и на выполнение майских (2018 год) указов президента.

Дмитрий Песков поначалу заверял, что письмо такое действительно поступало, но ВВП саму идею не поддержал. 10 августа уже официально стало известно, что президент с идеей согласился и дал поручение правительству «проработать вопрос и внести соответствующие предложения». С тем, чтобы у тех компаний, которых коснется «изъятие» сохранились инвестиционные возможности.

Собственно, сам процесс «делиться с ближним» в российской экономике не нов. У нефтяников уже давно отбирают излишки по очень простой формуле: все, что стоит выше 40 долларов за баррель — поступает в казну государства.

Какую формулу придумают наши чиновники на сей раз?

Кстати, к методике расчета изымаемых средств у Российского союза промышленников и предпринимателей есть большие вопросы. И сама идея «делиться с государством» у РСПП вызвала недоумение. Союз даже принял специальное заявление, в котором говорится, что эта «инициатива несет негативный сигнал всем участникам экономической деятельности» и «ликвидирует стимулы для дальнейшего развития».

Со своим заявлением выступил и первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов. Он заверил, что правительство не готовит повышения налогов для отдельных отраслей, более того, Минфин стоял и будет стоять на том, что основные параметры налоговой системы в ближайшие 6 лет зафиксируют и изменять не будут.

«МК» обратился к экспертам.

Роман ТКАЧУК, старший аналитик компании Альпари:

- В свете последних инициатив российского правительства (повышение НДС, поиск источников пополнения бюджета) предложение Белоусова выглядит логичным. Налоговая нагрузка в нефтегазовом секторе составляет порядка 28%, а у других экспортёров в среднем 7%.

Возможность увеличения налогов для металлургического и нефтегазового сектора обсуждалась давно, предложенный Белоусовым вариант – один из возможных. Он затрагивает лишь крупные холдинги, малый и средний бизнес под увеличение налогов не попадают. Исторически так сложилось, что основная налоговая нагрузка в России ложилась на нефтегазовый сектор, от него бюджет получал максимальную отдачу. Но сейчас непростое время и предлагается затянуть пояса всем – и компаниям, и гражданам. Следующий по размерам сектор после нефтегазового – металлургический, логично, что взоры налоговиков были направлены на него.

- Не совсем понятно, какую формулу предлагается использовать, чтобы изымать сверхдоходы, допустим, у металлургов?

- В приложении к письму Белоусова для всех компаний приводятся три параметра – выручка, налоговая нагрузка и рентабельность по EBITDA. Исходя из них и рассчитывался размер возможного изъятия. Чем меньше налоговая нагрузка, больше выручка и рентабельность – тем больше компания способна платить в бюджет. В целом правильно, хотя насчёт уровня рентабельности спорно – получается, чем компания эффективней, тем больше должна делать отчислений.

- Если изымать у этих отраслей сверхдоходы, то инвестпрограммы и будущая прибыль, с которой государство получает налоги, будут снижаться и налоги будут падать. Насколько такое решение дальновидно?

- За последние годы большинство отечественных компаний свернуло свои инвестиционные программы, так что эта мера к сильному уменьшению инвестиций не приведёт. В целом размер выплат выглядит посильным - суммарная EBITDA этих компаний за 2017 год составила 1,5 трлн рублей. Для металлургического сектора наступают непростые времена, перед менеджментом компании стоят непростые задачи.

На наш взгляд, правительство прощупывает почву на предмет возможности повышения налоговой нагрузки на компании и смотрит за реакцией производителей, инвесторов и общества. В ближайшее время предложенный документ будет активно обсуждаться и дорабатываться. Альпари оценивает вероятность его принятия в 40%. При этом размер выплат со стороны компаний, вероятно, будет пересмотрен в сторону уменьшения.

Игорь НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук:

- Я считаю идею изъятия сверхдоходов непрофессиональной. Сначала был майский указ президента, а теперь под его реализацию ищутся деньги. Получается, что когда писался указ, он заранее никак не готовился и не просчитывался. Почему эти отрасли решили вдруг «секвестировать»? Они что — прятали свои прибыли или неправильно платили налоги? Ничего подобного, действовали в рамках налогового законодательства. Для чего оно тогда нужно, если задним числом оказывается, что у них некие излишки, которые необходимо обратить в доход государства? Налоговая система вообще не имеет никакого значения?!

Уровень доверия к правительству и так не очень-то высокий со стороны бизнеса, а теперь он и вовсе скатится ниже плинтуса. Все это может вылиться в то, что успешные отрасли перестанут показывать свои реальные результаты и начнут «химичить».

- Готовится единоразовое изъятие доходов или далее уже без остановок?

- Насколько я понимаю, речь идет об итогах 2017 года. Но аппетит приходит во время еды. Это удобно. Не надо искать резервы, проводить реформы. Раскулачил кого следует — пополнил бюджет.

Финансовый аналитик FxPro Александр КУПЦИКЕВИЧ:

- Вследствие падения рубля, российские компании-экспортёры стали во многих случаях лидерами по эффективности, это резко повысило конкурентоспособность российского экспорта.

Вызывает разочарование метод, которым призывают рассчитывать сверхдоходы. Налог на прибыльность компаний лишает их стремления работать более эффективно. В этом отношении идея, разработанная в нефтяной отрасли, когда облагаются налогом доходы от роста цены нефти выше определённого уровня, выглядит более справедливой.

Налог на сверхдоходы – идея хорошая. Она должна сдержать рост доходов сырьевых компаний. Например, наша нефтехимическая отрасль имеет самые высокие зарплаты у персонала, перетягивая к себе лучших специалистов. В итоге происходит излишняя концентрация денег и кадров только в тех отраслях, которым «повезло», и лишает импульса роста остальные отрасли.

На мой взгляд, было бы правильно использовать сверхдоходы для создания фонда на «чёрный день». Конъюнктура сырьевого рынка изменчива, уже через несколько лет металлургам может самим понадобиться помощь, скажем, через госзаказы.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру