Приостановка полетов в США компании «Аэрофлот» значится во втором пакете санкций Госдепартамента против РФ из-за «дела «Скрипалей». Если Россия не предоставит заверений об отказе от использования химоружия, он будет задействован спустя 90 дней после первого санкционного набора, который вступит в силу 22 августа. После этих новостей акции «Аэрофлота» упали на 12%, обновив минимум с августа 2016 года. Штрафы второй волны в посольстве России в Соединенных Штатах уже окрестили «драконовским».
Отметим, что полеты из России в Америку осуществляет только один отечественный перевозчик. Он выполняет прямые рейсы в четыре города Соединенных Штатов: Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес и Майами.
Авиационный эксперт, главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров считает, что введение санкций в отношении перевозчика маловероятно. «Аэрофлот» летает в Америку на основе межправительственного соглашения между США и Россией. Запрет на полеты нашей авиакомпании в Штаты приведет к автоматическому табу и для американских компаний, так как документ предусматривает полеты на паритетных началах.
«Аэрофлот» может доставлять своих пассажиров с пересадкой в других городах, передавая клиентов своим партнерам по альянсу SkyTeam (включает в себя 20 авиакомпаний с четырех континентов), которые будут завершать их поездку в США. При этом цены, как отметил эксперт, не будут заоблачными: билеты с пересадкой дешевле, чем прямые. По времени маршрут может вырасти на 1-2 часа. Это самый простой вариант развития событий, при условии одностороннего запрета на полеты. Специалисты отрасли считают, что последствия могут быть куда более серьезными, причем, именно для американской стороны.
Потери «Аэрофлота» будут незначительными, так как американский рынок для него основной и обеспечивает лишь 5% выручки. Если же говорить об ответных мерах России, то они способны очень сильно ударить как по американским авиакомпаниям, так и по экономике США в целом. «Россия может ответить запретом перевозчикам из Штатов летать по транссибирскому и кросс-полярному авиационным маршрутам, что приведет к необходимости облетать огромную территорию нашей страны, — говорит Роман Гусаров. — Это серьезное удорожание для американских компаний, которое выкинет их из конкурентной борьбы за клиента».
Ранее санкции не касались авиации и на то есть веские причины. У американских производителей в России слишком большие интересы. «Несколько сотен самолетов Boeing стоят на балансе наших авиаперевозчиков. Компании продолжают покупать новые самолеты и запчасти у американских фирм, а также ремонтируют воздушные суда, тратя на это огромные деньги», — подчеркнул собеседник «МК».
Эксперт считает, что Америка вряд ли рискнет тронуть ту сферу, которая приносит доход: на кону десятки миллиардов долларов. Впрочем, негативные последствия могут быть не только для Штатов, но и для всего рынка авиатехники. «Упадут продажи новых самолетов, потому что на вторичном рынке появятся почти новые суда, да еще и с большой скидкой. У российских перевозчиков порядка 700 самолетов Boeing и Airbus и 2/3 из них абсолютно новые», — сказал Гусаров. Отметим, что 700 самолетов — это годовой выпуск только американской фирмы Boeing. В этой связи, существует риск падения заказов новых бортов на мировом авиарынке.
Американским сенаторам придется хорошо подумать над тем, а надо ли им подрывать экономику авиарынка, Boeing и Штатов в целом. Впрочем, в Госдепартаменте США поспешили уточнить, что речь идет не о прямых санкциях в отношении «Аэрофлота», а о возможном отказе перевозчику, если тот обратится за лицензией на поставку товаров в интересах российских госкомпаний.