Коррупция наносит экономике страны огромный ущерб. Сенсационную цифру не так давно озвучивал экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков: 8-10 трлн рублей в год. В свою очередь, Счетная палата оперирует более скромными цифрами: аудиторское ведомство оценило объем финансовых нарушений в 2017 году в 1,5 трлн рублей. Следственный комитет России в 2017 году зафиксировал 23 тысячи сообщений о коррупции, возбуждено 14,5 тысяч уголовных дел. Как сообщал глава СКР Александр Бастрыкин чаще всего фигурантами уголовных дел о коррупции становятся сотрудники правоохранительных органов, военные, а также представители органов местного самоуправления, образования и здравоохранения. Следственный комитет оценил ущерб по уголовным делам коррупционной направленности в 10 млрд. рублей. Примечательно, что специализированный госорган, занимающийся противодействием коррупции — Национальный антикоррупционный комитет оценил общую сумму взяток в России в прошлом году в 6,7 млрд рублей. Учитывая, только у одного полковника Захарченко в квартире было найдено 9 млрд. рублей, полученные госорганами цифры кажутся сомнительными.
В начале 2018 году международная антикоррупционная организация Transparency International составила ежегодный индекс восприятия коррупции в странах, в котором Россия оказалась на 135 месте из 180 позиций рейтинга, попав в один ряд с Гондурасом, Киргизией, Папуа-Новая Гвинея. Ситуация с коррупцией в Украине, Иране, Казахстане лучше, чем в России.
Замгендиректора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International — Россия» Илья Шуманов пояснил «МК», чем объясняется рост коррупционных преступлений, выявленный в свежей статистике Генпрокуратуры. «В 2016-2017 годы у нас, наоборот, резко упало количество преступлений по статье «Получение взятки» - почти на 60%. Это получилось из-за того, что в Уголовном кодексе возникла статья № 291 часть 2 «Мелкое взяточничество», которая предполагает ответственность за дачу и получение взятки в размере до 10 тыс. рублей. Поскольку это преступления небольшой тяжести, они расследуются без обязательного предварительного следствия, и полицейские не очень заинтересованы в их расследовании. По ним нельзя использовать такие следственные методы, как проверочная закупка или оперативный эксперимент. Из-за такого отношения правоохранительных органов общая статистика коррупционных преступлений в прошлые два года стремилась к образцово-показательной, теперь же показатели стали понемногу выравниваться и количество зафиксированных преступлений увеличилось», - говорит эксперт.
В то же время реальное количество злоупотреблений и экономический ущерб, который наносит коррупция российской экономике, измерить очень сложно, добавляет Шуманов. «Коррупция — это скрытый социальный феномен, а значит, то, что выявили правоохранительные органы — лишь верхушка айсберга. По некоторым данным, объем денег, находящихся в теневом обороте составляет $300-400 млрд. Из него какая-то часть приходится на коррупционные схемы, но какая именно — подсчитать невозможно», - заключил собеседник «МК».