Вслед за Венесуэлой самой дешевый бензин можно купить в таких нефтедобывающих странах, как Иран ($0,28, или 17,5 рубля) и Кувейт ($0,35, или 22 рубля). За ними следует еще один представитель ОПЕК — Нигерия, а также Египет, который является наблюдателем в картеле. В этих государствах литр аналога российского АИ-95 продается по цене в 42–43 американских цента (26–27 рублей).
Во второй половине рейтинга Bloomberg находятся Саудовская Аравия и Малайзия с ценами в $0,55 (34–35 рублей) за литр, а также Индонезия и Объединенные Арабские Эмираты ($0,68 — 42–43 рубля). Россия на десятом месте: сейчас литр АИ-95 стоит на отечественных заправках около 45,5–45,7 рубля.
Самый дорогой бензин в настоящее время продается в Гонконге: там литр 95-го стоит почти $2,1 — более 130 рублей. Примерно в ту же сумму обойдется покупка горючего в Норвегии и Нидерландах. От $1,8 до $1,9 (110–120 рублей) бензин стоит в Греции, Италии, Дании, Израиле, Португалии, Финляндии и Франции.
Необходимо отметить, что Россия в рейтинге стран с самой низкой стоимостью горючего могла бы оказаться на более высоком месте и потеснить Индонезию и ОАЭ. Еще в начале апреля литр горючего марки АИ-95 стоил всего 41,5 рубля. Однако рост цен на нефть на мировом рынке привел к резкому увеличению российскими добывающими компаниями экспорта как сырого сырья, так и его производных. В результате на внутреннем рынке образовался искусственный дефицит горючего, который привел к взлету цен на автозаправках по всей стране на 10–12%.
Исправлять ситуацию пришлось лично президенту Владимиру Путину. В ходе ежегодной Прямой линии он раскритиковал политику правительства в топливной отрасли и потребовал грамотного регулирования ценовых инструментов в этой области. Чиновники спешно поменяли добывающим компаниям механизмы фискальной политики и снизили внутренние акцизы на бензин и дизельное топливо, а также ввели заградительные пошлины на вывоз нефтепродуктов за рубеж — при скачках стоимости горючего правительство теперь имеет право повышать их с 30% до 90% от котировок нефти.
Между тем, как показывает рейтинг Bloomberg, одного из самых авторитетных мировых финансовых агентств, россиянам грех жаловаться на высокую стоимость топлива. В США, которые с Россией и Саудовской Аравией борются за лидерство в производстве нефти, литр бензина обходится в $0,83 — почти 52 рубля.
«Однако цена бензина в разных странах — только условная ориентация на уровень доходов и ставок на горючее, определяющее цены на все группы товаров. Это сродни «индексу биг-мака» — неофициальному способу определения паритета покупательной способности. В отношении горючего лучше ориентироваться на средний ежедневный заработок», — полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.
Исходя из этого, бензин в России стоит гораздо дороже, чем в США: в Штатах за литр топлива автовладелец отдает в среднем менее 2% ежедневного заработка, а в России — почти 10% суточного дохода. Вместе с этим стоит добавить, что в Венесуэле, где последние два десятка лет внутренние цены на топливо регулируются государством, по итогам 2018 года, как утверждает местный экономист Пабло Гонсалес, инфляция может достигнуть миллиона процентов. Сейчас в Каракасе за один доллар дают 2,5 млн боливаров. К началу 2019 года эта сумма рискует вырасти вдвое.
Правда, по данным Международной организации труда, средняя зарплата жителя Венесуэлы составляет $1 в день. То есть литр топлива ему обходится лишь в 1% суточного заработка. «В России литр бензина — это 10% дневного дохода. В связи с этим трудно понять, кого называть развивающейся страной, а кого поставить в разряд преддефолтных», — утверждает Суверов.