О том, что на смену рублю придет «алтын» или, в крайнем случае, какой-нибудь «евраз», «МК» рассказывал неоднократно. Но в последнее время процесс перехода стран ЕАЭС на единую валюту начал ускоряться.
В начале марта Владимир Путин поручил правительству и ЦБ совместно с центробанками ЕАЭС решить до 1 сентября вопросы дальнейшей интеграции в валютной и финансовой сферах. А уже 20 марта публично заявил о необходимости создания валютного союза.
По словам директор аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, эта идея уже отражена в учредительных документах Евразийского Союза, подписанных в прошлом году. Однако они предполагают создание евразийского ЦБ и, соответственно, единой валюты для Белоруссии, России и Казахстана только к 2025 году. «Но внешнеполитическая ситуация, вероятно, повлияла на экономические решения, и президент России решил ускорить данный процесс», — отмечает Разуваев.
Этот процесс должен решить сразу несколько задач.
Во-первых, для начала укрепить рубль. Дело в том, что создание единого валютного союза предполагает окончательный и бесповоротный переход во взаиморасчетах с традиционных долларов и евро на национальные валюты. Выигрыш очевиден: больше не нужно закупать резервную валюту и пользоваться услугами западных финансовых посредников. К тому же, колебания курсов доллара и евро на расчетах внутри ЕАЭС сказываться не будет.
Во-вторых, процесс перехода на единую валюту выгоден всем сторонам. По словам Александра Разуваева, «Белоруссия в рамках создания валютного союза может получить право кредитоваться в евразийском ЦБ в рамках определенного лимита».
Казахстан, в свою очередь, сможет увеличить поставки своих товаров на российский рынок (в прошлом году, по словам Назарбаева, двухсторонний товарооборот упал на 20%) путем существенного снижения их стоимости. Кроме того, Астана получит возможность воспользоваться российскими экспортными коридорами для поставок своей продукции в третьи страны.
В-третьих, Россия выиграет не только за счет укрепления рубля. Введение единой валюты позволит Москве контролировать как собственную экономику, так и экономики партнеров по ЕАЭС. Как это делает в настоящее время Германия в Евросоюзе.
Более того, мы получим дополнительный геополитический рычаг давления на соседей. Украинский кризис продемонстрировал, что торговых санкций в отношении друг друга недостаточно. Нужны более жесткие и надежные инструменты. Единая валюта — вне конкуренции. Если бы на территории стран СНГ уже бы действовала одна валюта, которую, естественно, печатала бы Россия, то отключить нелегитимную украинскую власть от всех денежных потоков стало бы вопросом буквально нескольких часов.
Впрочем, как утверждает Александр Разуваев, не стоит бежать впереди паровоза. «Можно фантазировать, какой может быть новая валюта. Конечно, сначала появятся безналичные деньги. Лишь потом наличность. При этом, наличные рубли или тенге будут ходить параллельно с новой валютой», — отмечает эксперт.