«Хочу подчеркнуть, что решение о назначении нового гендиректора принято в связи с последними изменениями в составе основных акционеров компании», – так кратко объснил необходимость смены Баумгертнера Осиповым председатель совета директоров «Уралкалия» Александр Волошин (с весны 1999 по октябрь 2003 года – глава администрации президента РФ – «МК»).
Действительно, на прошлой неделе были завершены две сделки: холдинг «Уралхим» скупил почти 20% акций «Уралкалия», а структуры, связанные с Михаилом Прохоровым – более 27%. При этом принадлежащая известному олигарху и политическому деятелю группа ОНЭКСИМ выкупила все принадлежащие бывшему фактическому владельцу «Уралкалия», члену Совету Федерации Сулейману Керимову акции «Уралкалия». А именно – 21,75%.
Но тогда первую скрипку должен играть Михаил Прохоров, а не владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин (86% акций). Почему же Прохоров уступил бизнес-сопернику?
Видимо, дело в том, что Мазепин, кстати, работавший до 2003 года гендиректором «Сибура» (сейчас находится в составе «Газпрома»), уже давно выстроил свою империю минеральных удобрений, которые, как известно, производятся в основном из природного газа. И прежде всего, азотные удобрения. «Уралхим» сейчас считается 5-ым производителем азотных удобрений в мире.
А сейчас Мазепин обратил внимание и на калийные удобрения. Тем более ситуация для него сложилась самая благоприятная. Более крупный акционер – Михаил Прхоров – удобрениями никогда не занимался и по его словам, покупку 27» «Уралкалия» рассматривает просто как «долгосрочную инвестицию». А вернее, как политическую. Предоставив возможность оперативного управления «Уралкалием» коллегам-специалистам по удобрениям.
Так в чем же дело? В конфликте интересов между слишком не равными по политическому весу собственниками – Сулейманом Керимовым и Александром Лукашенко.
Напомним причину их схватки. Сначала «Уралкалий» и «Баларуськалий», главные производители калийных удобрений в мире (если не считать канадцев), договорились создать единого трейдера – Белорусскую калийную компанию (БКК). Чтобы проводить единую экспортную и ценовую политику. Но потом они рассорились, так как в России калийных солей больше, чем в Белоруссии. И поэтому «Уралкалий», не согласовав свои действия с Минском стал рушить мировой рынок. Для российского производителя было выгоднее продать больше, даже и по меньшей цене.
Что было абсолютно невыгодно для государственного, а не частного, как «Уралкалий», «Беларуськалия». Не стоит забывать, что калийные удобрения для Белоруссии – эта та же нефть для России. В конечном итоге конфликт обострился до того, что в августе в Минске был арестован генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Его белорусский Следственный комитет обвинил в «превышении служебных полномочий». Соответственно ему грозило до 10 лет в белорусской тюрьме. В международный розыск объявили и хозяина «Уралкалия» – Сулеймана Керимова.
Российские власти, внешне проявив некоторое возмущение, на самом деле не сильно старались вызволить узника-российского гражданина. Но все решилось после того, как стало известно, что Керимова (вернее его фонд), как главного собственника сменит Михаил Прохоров.
После чего в ноябре Баумгертнера передали России. Сейчас он находится под домашним арестом.
Но главное другое. После последнего события – замены Баумгертнера Дмитрием Осиповым, человеком Мазепина, стало окончательно ясно, что «калийная» война закончена. И все стороны довольны происшедшим. Тем более, что «Уралхим» заявил, что будет всецело сотрудничать с «Беларуськалием».