Принятие стратегии развития страхового рынка до 2020 года существенно затянулось из-за того что участники рынка раскритиковали первоначальный вариант Минфина, наняли иностранных консультантов, которые написали альтернативный текст стратегии. С конца прошлого года страховщики и министерство мучительно сводили два варианта в один. В итоге лишь в феврале Минфин внес документ в правительство. Но оно вернуло документ на доработку, указав на необходимость составления так называемой дорожной карты — плана мероприятий. Финальная версия концепции поступила в правительство в конце июня.
Минфин в концепции развития страхового рынка до 2020 года предложило поэтапно отказаться от всех видов обязательного страхования. Свою инициативу чиновники мотивируют тем, что нет ни одного обязательного вида страхования, тарификация которого удовлетворяла бы всех, что провоцирует большое количество скандалов.
Альтернативой существующей системе должно стать страхование вмененное. Например, когда в законопроекте «О потребительском кредитовании» указывается, что приобретаемый в кредит автомобиль должен быть застрахован. Кроме того, путем обязательного страхования, например, недвижимости Минфин рассчитывает сократить бюджетные траты на компенсацию ущерба для граждан при стихийных бедствиях. А обязательное страхование опасных объектов снимает с государства и бремя компенсации при техногенных катастрофах.
Эксперты считают, что в данный момент рынок не готов к отсутствию тарифного регулирования, потому что все может скатиться в ценовую конкурентную борьбу без ужесточения надзора. Полностью отказаться от обязательного страхования, особенно по социально значимым видам, нереально. В этом случае несознательные владельцы бизнеса будут пренебрегать необходимостью заключения договоров страхования, а страховщики использовать это в свою пользу для увеличения сборов страховой премии, не задумываясь о последствиях выплаты возмещения.
Страховщики переживаний по поводу новой стратегии развития отрасли не испытывают. Страховые объединения даже отказались комментировать документ. Не потому ли, что замена обязательного страхования вмененным выглядит уступкой страховому лобби? По данным ФСФР, в 2012 году обязательные страховки (без учета ОМС) принесли страховщикам 150,2 млрд. руб. из 812,5 млрд общих сборов. Что не мешало страховщикам выражать недовольство по поводу низких тарифов. По вмененному страхованию они будут устанавливать тарифы сами, а не пользоваться утвержденными государством.
Для российского страхового рынка 2020 год—не только горизонт принятой государством стратегии. В 2020 году истекает 7-летний мораторий на работу в России иностранных страховых компаний. Таковы были условия соглашения с ВТО, причем срок России был дан максимальный. Сумеют ли отечественные страховые компании стать достаточно конкурентоспособными до его окончания? С принятой стратегией «пчелы против меда» это несколько сомнительно.