Главная новация принятой в Лох-Эрне декларации G8—в словах «должен» и «следует». \«Странам следует изменить правила, позволяющие компаниям выводить прибыль за рубеж в целях избегания уплаты налогов, а транснациональные корпорации должны отчитываться перед налоговыми органами о суммах и местах выплаты налогов", — говорится в итоговой декларации саммита G8 в Лох-Эрне.
Еще из того же документа: «Компаниям следует знать, кто в действительности является их владельцами, а налоговые и правоохранительные органы должны иметь легкий доступ к этой информации». Еще перл: «Развивающимся странам следует иметь необходимую информацию и возможности для сбора налогов, которые им причитаются, а другие государства обязаны оказывать им помощь в этом».
Для очень обтекаемых и дипломатичных формулировок итогов подобных саммитов эти заявления выглядят сверхжесткими. Видимо, мировых лидеров всерьез напугало то, что бизнес не спешит выводить глобальную экономику из кризиса за свой счет. Особое внимание участники саммита G8 уделили добывающим компаниям. В итоговой декларации саммита им рекомендовано: «публиковать информацию о своих платежах правительствам, а последние, в свою очередь, должны раскрывать информацию о доходах, полученных от этих компаний».
В офшорах отнимать и делить действительно есть что: по различным оценкам в офшорах храниться от $18 до $32 трлн. Если хотя бы часть вернуть в развитые экономики—глядишь, и кризис сам собой закончиться (общие потери от кризиса в первый год оценивались в $4,5 трлн.). Из спрятанного в офшорах $1 трлн. выведен из России.
Но в результате «крестового похода» против офшоров страны G8, похоже, утратили независимость. Национальные налоговые системы всегда были ее форпостом, сугубо внутренним делом каждой страны: чужой—не суйся! С сегодняшнего дня этому пришел конец: налоговые системы всех стран «большой восьмерки» будут одновременно изменены. «Лидеры G8 договорились об изменениях национальных налоговых систем с тем, чтобы предотвратить широкомасштабное уклонение от уплаты налогов»,—говорится в итоговой декларации саммита G8. Главный смысл изменений от общественности не скрыт. В декларации сказано: «Стороны признали необходимость автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран».
Обмен информацией существовал и раньше, но по запросам. Пока рассмотрят, пройдет время. А диктовать суверенной стране, сколько его рассматривать и рассматривать ли вообще никто не может. Рассмотрев, могут и отказать. Теперь не смогут. Это давняя идея США: внедрение по всему миру системы FATCA. Она позволяет получать информацию о движении средств в режиме он-лайн.
Складывается впечатление, в мире создается новый финансовый Большой Брат (чисто по Оруэллу). Безликая бюрократическая структура, которую, в отличие от парламентов и президентов, никто не выбирал. Она получит право контролировать движение средств, фактически, по любому счету в мире.
Мировые лидеры понимают, что такая структура получит значительную и никому не подотчетную власть. В частности, это понял Владимир Путин, который 13 июня заявил: «В качестве одной из мер деофшоризации Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями». «МК» об этом писал:
http://www.mk.ru/zloba-dnya/article/2013/06/14/869417-prezident-kapituliroval-pered-ofshorami.html
Тем не менее, к итоговой декларации G8 Владимир Путин присоединился. Возможно, противоречие разрешается по-российски: суровость законов и деклараций компенсируется необязательностью их исполнения.
Павел ЧУВИЛЯЕВ.