Надолго ли затормозили цены на топливо?

Уже к осени они могут пойти вверх

Майская жара в Москве и европейской части страны раньше срока открыла дачный автомобильный сезон. Спрос на топливо вырос, но цены на заправках особо не меняются. Причиной тому окрик Владимира Путина после прямой линии 25 апреля и жесткие меры Минэнерго — вплоть до тюрьмы руководителям нефтяных компаний за ценовой сговор. Увы, все эти меры не рыночные, а административные. Поэтому весьма вероятно, что осенью очередная волна подорожания все же состоится. Но она будет не совсем обычна: правительство хочет, чтобы автолюбители заправлялись Аи-95, и будет повышать акциз на него меньше, чем на другие марки топлива.

Уже к осени они могут пойти вверх

тестовый баннер под заглавное изображение

Почему не растут цены?

«Потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России с 17 по 24 мая по сравнению с предыдущей неделей практически не изменились и на 24 мая составляли 29,30 руб./л», — сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

При этом остались без изменений цены на все марки бензина. Цены на бензин Аи-76 составили 26,88 руб./л, наиболее популярной массовой марки Аи-92 — 28,39 руб./л, на Аи-95 — 31,08 руб./л. Дизельное топливо подешевело на 0,1% — до 31,03 руб./л.

Данные Росстата подтверждаются и независимыми источниками. Так, индекс розничных цен на топливо «Петрол Плюс» (данные с 9 тыс. АЗС по всей стране) за последнюю неделю равен нулю, что означает: цены стоят, не идут ни вверх, ни вниз.

В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на автомобильный бензин за прошедшую неделю также не изменились. Так, в Москве они составили 29,88 руб./л, в Петербурге — 29,85 руб./л.

В 60 центрах субъектов РФ цены на автомобильный бензин тоже остались на уровне предыдущей недели. В 16 центрах субъектов РФ зафиксировано снижение средних цен на бензин, в том числе в Ульяновске и Хабаровске — на 0,4%. В 7 центрах регионов отмечено подорожание бензина. Более всего цены выросли в Черкесске — на 1,1%.

Словом, тишь, гладь да божья благодать на фоне прекрасной погоды. И длится это не одну спокойную прошлую неделю, а с конца апреля. Индекс «Петрол Плюс» равен нулю третью неделю подряд. Росстат такого сообщать не может (возникнут сомнения в достоверности расчетов) и говорит о статистически незначимом подорожании или снижении за неделю на 0,1%. С тем чтобы итоговый результат мая стал нулевым, как мы и наблюдаем.

Статистика — коварная вещь. Цифры на заправках действительно не меняются, но мы видим не только их, но и пробки из «подснежников»-дачников. Жара и хорошая погода в мае открыла дачный автомобильный сезон несколько раньше срока. Спрос на топливо явно вырос, а учитывая, что в пробках его тратится больше, — вырос серьезно.

К этому нужно добавить открывшийся также несколько раньше сельскохозяйственный сезон. Техника — на полях. И ГСМ она потребляет активно, что называется, вовсю. Плюс открытие строительного летнего сезона, который без топлива тоже не обходится. Все это тоже спрос, да еще какой. К тому же в начале лета нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) становятся на плановый ремонт на 1–1,5 месяца, что означает серьезное сокращение предложения топлива.

По законам рынка при росте спроса и одновременном сокращении предложения товара цены на него должны расти. Так, у наших соседей, в Украине, бензин дорожает на 1,5–2 гривны в неделю. Народ возмущается, а самые ушлые повадились ездить заправляться в Россию: это вдруг стало выгодным. У нас же спрос растет, предложение сокращается, а цены стоят — это как?

Прежде чем отвечать и прогнозировать, позволю себе почти философское замечание. С реальностью бороться — дело безнадежное. Цены можно временно затормозить, но рынок все равно отомстит. В виде гораздо большего, шокового подорожания потом. Поэтому каждое несоответствие динамики цен рыночным механизмам вызывает у меня нехорошие подозрения в их искусственном сдерживании. Можете считать меня конспирологом, но в жизни это часто помогает подготовиться к последующей волне подорожания.

Когда ждать подорожания?

Танцевать надо от печки, то есть от мировых цен на нефть и от президента Владимира Путина. Что касается мировых цен на нефть, то зависимость от них цены литра на российских заправках весьма своеобразна. А именно: когда цены на нефть идут вверх, она увеличивается, потому что дорожает сырье для НПЗ (цены сырой нефти внутри и вне страны должны быть равны с учетом налогов, чтобы сырье не гнали только за рубеж, а еще и внутреннему потребителю что-то оставляли).

Однако при снижении мировых цен на нефть цена топлива на отечественных АЗС… тоже растет. Потому что большинство НПЗ и заправок принадлежат ВИНКам (вертикально интегрированным нефтяным компаниям). Грубо говоря, решения по добыче, экспорту и переработке нефти на НПЗ принимают одни и те же люди. При падении мировых цен крупные компании стремятся компенсировать убытки за счет внутреннего рынка и начинают повышать внутренние цены на сырье для НПЗ.

Отсюда следует, что единственная ситуация, когда цены за литр бензина в России могут не расти, — это когда мировые цены на нефть тоже стоят или хотя бы особо не меняются. Именно это мы сейчас и наблюдаем! С начала апреля мировые цены на нефть колеблются в коридоре $102–104 за баррель. В текущем моменте они медленно снижаются: график напоминает параболу ветвями вниз. Но в целом мировые цены завидно стабильны, хотя и низки для стимулирования развития отечественной экономики. Внешний фактор способствует «замерзанию» внутренних цен на бензин.

Другое дело — более долгосрочный прогноз. Рецессия мировой экономики, которая и обуславливает стабильность, вечной явно не будет. Ведущие государства мира прилагают значительные усилия, чтобы из нее наконец выйти и начать новый виток экономического роста. Можно сформулировать так: мировой экономический кризис скоро закончится, потому что он всем окончательно надоел.

Конечно, это произойдет не летом, когда наблюдается общая сезонная расслабленность и спад. Но по осени, когда крупные корпорации начнут закупки (в том числе и топлива), можно предсказать некоторое оживление. Это если быть пессимистом. А оптимисты предсказывают бурный рост мировой экономики на 4–5% в двух последних кварталах нынешнего года. Правда, им никто не верит.

Вероятно, истина, как всегда, лежит посредине: рост не будет быстрым, но осенью он начнется. Это даст повышение спроса и цен на нефть. Для отечественной экономики в целом это хорошо, потому что нефтяную ренту никто не отменял, как бы ни кричали чиновники о «модернизации» и «избавлении от нефтяной иглы». Но для внутренних цен на бензин это плохо: они пойдут вверх. Особенно в свете рублевой инфляции, которая по осени имеет дурную привычку ускоряться.

Эксперты также не ждут повышения розничных цен на бензин в ближайшие месяцы, то есть летом. Но насчет осени уже осторожничают. «Ремонты НПЗ планируются загодя, составляются жесткие графики, которые соотносятся друг с другом. Поэтому заранее ожидать дефицита топлива и соответственно увеличения цены не стоит, даже если открытие дачного сезона и выведет на дороги стоявшие с зимы автомобили. В то же время дрейф цен в сторону увеличения есть всегда, и объективный фактор его поддержки — инфляция. К тому же добавляется заранее обозначенный рост акцизов на топливо высоких классов очистки. Все это в комплексе не может не отразиться на стоимости литра бензина», — считает эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

Сдержать волну осеннего подорожания бензина можно будет только административными методами. Надо сказать, властям вполне удался этот фокус с весенним подорожанием бензина. Оно началось в конце января и вызвало недовольство граждан (см. заметку «Цены на бензин растут и будут расти» в «МК» от 1 февраля). Недовольство достигло таких масштабов, что 25 апреля во время прямой линии с Президентом России Владимиром Путиным ему был задан вопрос о высоких ценах на топливо, в том числе для сельского хозяйства. И президент отреагировал жестко.

Один процент в неделю

Оргвыводы не заставили себя ждать. В середине апреля замминистра финансов Сергей Шаталов заявил о том, что розничная стоимость бензина должна быть на 10% ниже существующей. «Мы считаем, что те цены, которые сегодня на автозаправках мы видим, они уже не соответствуют действительности. Это дополнительная премия, которую получают нефтяные компании. И то, что ФАС (Федеральная антимонопольная служба) не следит за этими ценами, это нас немножко напрягает. Я думаю, что ФАС здесь должна работать немножко поактивнее», — грозно сказал Сергей Шаталов.

Сказано — сделано. Цены, конечно, на 10% не упали, но с конца апреля встали по стойке «смирно», взяв под козырек. Тому во многом способствовала инициатива Минэнерго, подготовившего любопытный законопроект. Документ внесен правительством в Госдуму и предусматривает до 10 лет (!) тюрьмы за ценовой сговор на рынке бензина.

Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин: «Уголовная ответственность — это крайняя, но не основная мера пресечения нарушений законодательства. Наличие уголовной ответственности послужит дополнительным предупредительным и сдерживающим фактором для злостных правонарушителей на топливном рынке».

Конечно, посадить на 10 лет проще, чем развивать на топливном рынке конкуренцию, сдерживающую цены рыночными методами. Сажать у нас любят, но эксперты рынка встретили законопроект в штыки, да и Госдума как-то не спешит его рассматривать. Судьба инициативы вызывает сомнения, но она тем не менее пока существует.

Гораздо занимательней история с акцизами на бензин, от которых цены на АЗС тоже напрямую зависят. Минфин здесь развернулся на 180 градусов. В начале года он хотел повышать акцизы на дорогие марки (Аи-95 и Аи-98) ускоренными темпами по отношению к другим видам топлива. В ведомстве рассматривали это как часть кампании по обложению роскоши (качественный бензин с высоким октановым числом нужен прежде всего владельцам дорогих автомобилей, а их-то и следовало поприжать).

Но против инициативы Минфина выступили экологи, к тому же она не соответствует условиям вхождения России в ВТО. Дело в том, что европейцы настояли, что в России должны постепенно вводиться экологические стандарты «Евро-4» и «Евро-5». Это можно сделать только, постепенно переводя транспорт на более качественные виды топлива.

В результате Минфин сдался и даже изменил позицию на противоположную. В «Основных направлениях налоговой политики на 2013–2016 гг.», подготовленных ведомством, сказано, что акцизы на качественный бензин будут расти медленнее, чем на более дешевые виды топлива.

Поэтому грядущая волна осеннего подорожания топлива будет иметь особенность: Аи-95 и Аи-98 будут дорожать медленнее остальных марок. Что же касается конкретных цифр роста цен, то они пока не ясны и будут зависеть от совокупности описанных выше внутренних и внешних факторов. Можно предположить, что в сентябре нас ждет повторение января. То есть рост цен на топливо с темпом 1% в неделю. Но это достаточно быстро закончится по достижении ценами следующего стабильного значения: примерно на 5–6% выше нынешних цен. После чего высокопоставленные чиновники опять начнут метать громы и молнии и объявят следующий уровень равновесия рынка своей блестящей победой над жадными нефтяниками. Обычным гражданам в этой связи советую выбрать более «умную» индивидуальную схему заправки. На рынке достаточно предложений по картам и скидкам — время ими воспользоваться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру