«Газовое моторное топливо является единственной полноценной альтернативой бензину»

Александр Крылов рассказал о плюсах и минусах метана и пропан-бутана

Участники топливного автомобильного рынка поддержали постановление правительства, согласно которому половина общественного транспорта должна будет перейти на газ. «Газпром» уже выразил готовность финансировать создание газовой инфраструктуры. Однако рядовым автолюбителей и пассажиров волнует, насколько безопасным, экономным и экологичным будет газомоторное топливо? На эти вопросы «МК» отвечает директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

Александр Крылов рассказал о плюсах и минусах метана и пропан-бутана
Фото предоставлено пресс-службой ОАО «Газпром нефть».

Александр Владимирович, что Вы думаете о переводе общественного транспорта на газомоторное топливо?

— Это очень своевременное решение. Сегодня природный газ в качестве моторного топлива активно используется в более чем в 80 странах. В Южной Америке и Южной Азии семимильными шагами развивается сегмент компримированного природного газа (КПГ), более известного у нас как метан. Среди мировых лидеров значатся Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия и Индия. Бурно развивается инфраструктура топливного метанового рынка и в Европе. Особенно в этом преуспели Италия и Германия. В ФРГ, США и Китае приняты и успешно работают специальные государственные программы, благодаря которым строятся новые газовые станции и осуществляется постепенный переход на новый вид топлива. Свою лепту вносит и частный бизнес. Audi, BMW, Cadillac, Ford, MercedesBenz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen и другие мировые автопроизводители вывели на рынок модели, работающие на газомоторном топливе. Стараются не отставать от прогрессивных тенденций и российские производители: ЛиАЗ, ПАЗ, КамАЗ перевели на газ автобусы, АвтоВАЗ выпустил газовый легковой автомобиль «Лада Приора». Всего в мире выпущено в серию более 180 моделей, работающих на газовом топливе. Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26%. Так что у топливного газомоторного рынка блестящие перспективы.

Александр Крылов. Фото Геннадия Авраменко

Согласно постановлению, предполагается использовать три вида горючего: сжиженный углеводородный газ (СУГ), сжатый, или компримированный природный газ (КПГ, метан) и сжиженный природный газ (СПГ). Сравните технологии по применению на общественном транспорте тяжелого СУГ и легкого метана.

— «Газпром нефть» на своих АЗС реализует два вида газомоторного топлива: компримированный природный газ и сжиженный углеводородный газ. Если сравнивать эти виды топлива с точки зрения потребителя, то по характеристикам метан лучше: он менее токсичен и безопаснее пропан-бутана (СУГ). В случае утечки легкий газ метан улетучивается, а не скапливается в топливной системе автомобилей и резервуарах АЗС. С точки зрения экологии и экономии, метан также предпочтительнее. С другой стороны, пропан-бутан более адаптирован для рынка и в настоящий момент обладает более развитой инфраструктурой. Естественно, приоритетом для нашей компании является продвижение перспективного метана. Для этого мы намерены строить новые и переоборудовать обычные АЗС в многотопливные автозаправочные комплексы (МАЗК). Их уникальность заключается в том, что на территории таких комплексов можно заправить автомобиль как традиционными видами топлива (бензином и дизелем), так и сжиженным углеводородным газом и компримированным природным газом. Первый такой комплекс под брендом «Газпромнефть» уже открылся в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе.

В чем заключаются основные преимущества газомоторных топлив перед бензином? Сколько может сэкономить автолюбитель?

— Основными преимуществами газомоторных топлив являются экологичность и экономичность. Например, в выхлопных газах автомобиля, работающего на газомоторном топливе, меньше вредных веществ, чем в автомашине с бензиновым двигателем. Чистота выхлопа машин на газе даже выше, чем у автомобилей с двигателями стандарта «ЕВРО-5». КПГ и СУГ не образуют отложений в топливной системе, поэтому срок эксплуатации двигателя значительно дольше. Экономия затрат на топливо при использовании метана в среднем составляет 40%. По нашим подсчетам, на 100 км водитель легкового автомобиля сэкономит 114 рублей, водитель автобуса или грузового автомобиля — 450 рублей.

Насколько безопасно использование метана в качестве топлива на общественном транспорте? Что произойдет в случае чрезвычайной ситуации?

— Ездить на метане значительно безопаснее, чем на бензине. Резервуар для КПГ изготовлен с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 кгс/кв. см. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, на случай повреждения газопровода, отводящего газ к двигателю, арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа.

Что еще сдерживает развитие рынка газомоторного топлива?

— Основным неудобством для автолюбителей, использующих метан, является слабо развитая инфраструктура заправочных станций. Мало центров по переоборудованию автотранспорта.

Может ли метан как эффективное, экономичное и экологичное топливо стать полноценной альтернативой бензину или его ждет участь водорода, электричества и этанола?

— На мой взгляд, сейчас газовое моторное топливо является единственной полноценной альтернативой бензину. Водород, электричество и некогда модный этанол для этого слишком дороги. Более того, метан и пропан позволяют автолюбителям существенно экономить на топливе и идеально подходят для общественного транспорта.

Беседовал Сергей КРИВЯНСКИЙ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру