— Александр, на днях «Опора России» представила комплексную программу поддержки предпринимателей «Территория бизнеса — территория жизни». Чем обусловлено ее появление именно сейчас и как вы оцениваете нынешний деловой климат в столице и в стране?
— Я искреннее убежден, что политика столичных властей в отношении предпринимательства существенно лучше, чем в целом по России. Проекты, реализованные экономическим блоком правительства во главе с Андреем Шароновым и департаментом Алексея Комиссарова, входят в лучшие практики наряду с проектами Калужской, Ульяновской областей и еще ряда регионов. Многие начинания Москвы — например, приоритетное развитие инфраструктуры, коворкинг-центров, инновационных центров, специальный налоговый режим для технополисов и технопарков — легли в основу нашей программы, с которой уже с июня мы начнем знакомить субъекты РФ.
У нас давно не было серьезного пересмотра социально-экономического развития, «перезагрузки». При этом ряд мер и нормативных актов больно ударили по малому бизнесу: более чем в два раза выросли страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, введен бухгалтерский учет, ограничены условия торговли для МСП, принят ряд запретов на нестационарную торговлю, существуют и другие проблемы. Есть уже упомянутые мной «точки роста», но вообще российские и зарубежные исследования показывают снижение уровня активности населения. Мы решили проанализировать ситуацию и дать собственные предложения президенту, объединив лучшие умы из органов власти, предпринимательского и ученого сообщества. Принципиальное условие, чтобы программа формировалась среди самих предпринимателей. Название «Территория бизнеса — территория жизни» появилось после многочисленных поездок на места: где не станешь с главой администрации обсуждать какие-то перемены в жизни, все завязано на участии бизнеса: начиная от украшенного воздушными шарами праздника и заканчивая ремонтом моста или детского дома.
— Какие задачи вы ставите во главу угла и какие инструменты предлагаете?
— Мы ратуем за производство, а это крайне сложно сделать без специальных преференций: нужны налоговые каникулы — чтобы первые два года жизни предприятия ставка по налогам на прибыль равнялась нулю; остро стоит вопрос тарифов на электроэнергию. Порой стоимость киловатта зашкаливает за 4 рубля, почему бы государству не взять на себя льготный режим в вопросе монополий?
Наши предложения о привлечении к строительству и обслуживанию дорог и придорожного сервиса малых предпринимателей поддержаны Министерством транспорта РФ. Это позволит развиваться огромному количеству небольших предприятий, создавать инфраструктуру и новые рабочие места.
Большая тема — социальный бизнес: те же частные дошкольные учреждения, которые помогают государству выполнять его функции по воспитанию, образованию детей, не должны рассматриваться как экономические единицы. Их надо освобождать от любого налогообложения, кроме социального. Нужны серьезные льготы для предпринимателей-инвалидов. В Москве к социальным проектам — образованию, здравоохранению — относятся с особым вниманием.
— Вы говорили о том, что Москва грамотно развивает бизнес-инфраструктуру, и делать упор на прямые дотации в отношении всего бизнеса неверно. При этом для широкого круга предпринимателей ставки по кредитам зачастую фактически запретительные — исходя из соотношения с рентабельностью предприятий и инфляцией. Есть ли оперативные инструменты для уменьшения кредитных ставок?
— Безусловно. Возьмите тот же московский опыт создания микрофинансовых организаций. Есть опыт Челябинской области, когда займы дают под 8–8,5%, вполне конкурентная с производителями из Китая ставка. Есть банки, кредитующие малый бизнес, с итоговыми ставками до 12,5%, это не 18–22%. Такие примеры надо масштабировать, продвигать.
— Столичные предприниматели активно поддержали инициативу «Опоры России» по сбору подписей под обращением к Президенту РФ о пересмотре решения о повышении страховых взносов для ИП. Руководство отреагировало, взносы должны уменьшить. Где, по-вашему, «золотая середина»?
— По-хорошему предпринимателю надо максимально облегчить отношения с фискальными органами: должно быть не два платежа — с оборота и страховой взнос, — а один платеж, который можно закрывать достаточно гибко: хоть помесячно, хоть поквартально, хоть раз в год, с самой простой сдачей отчетности, без администрирования. В той же Латвии предприниматели платят 9% с дохода — и их не интересует, куда и как перераспределяются эти деньги. Почему мы должны вешать на предпринимателя различную бюрократию? Сейчас мы будем готовить предложения по кардинальной смене подхода. Если создать прозрачные, простые налоговые правила, думаю, несколько миллионов человек с удовольствием выйдут из тени и будут покупать патент на сезон, на год, чтобы чувствовать себя комфортно.
— Как относитесь к идее амнистии по экономическим статьям?
— Категорически поддерживаю. Если предприниматель нанес ущерб экономике, пусть он работает и возвращает эти деньги, а не выпиливает лобзиком в камере, находясь на содержании налогоплательщиков.
— В преддверии сентябрьского саммита «Большой двадцатки» в Петербурге 15–17 июня в Москве пройдет саммит молодых предпринимателей, на котором будут присутствовать делегации стран G20. Чего ждете от этой встречи?
— Как всегда — обмена идеями и опытом, очень практические вещи. Если англичанин расскажет, как заработал состояние на рецепте бабушкиного джема, и это вдохновит кого-то из наших молодых ребят, разве не здорово?