В пятницу в кипрский парламент был внесен законопроект, наделяющий местный ЦБ чрезвычайными полномочиями. Если Банк Кипра применит эти меры на деле, тогда офшорная экономика острова неминуемо рухнет. Более того, речь зайдет даже об угрозе дефолта — как всей финансовой системы, так и бюджета страны. В частности, ЦБ сможет ограничить выдачу наличных. А главное — приостанавливать межбанковские операции, включая переводы за границу. Столкнувшись с этой ситуацией, министр финансов РФ Антон Силуанов сказал, что ни о какой помощи загибающемуся офшору речи идти не может. Впрочем, Дмитрий Медведев позднее уточнил, что двери перед Кипром еще не закрыты.
Три дня переговоров в Москве кончились полным провалом. «Переговоры завершились с российской стороны. Мы выслушали их условия. Их предложения были следующие: создать госкомпанию с передачей активов газовых месторождений и предложить российским инвесторам купить облигации с последующим вхождением в акции. Наши инвесторы рассмотрели этот вопрос, интерес не проявили», — заявил Антон Силуанов утром в пятницу, 22 марта.
Было потеряно время. И от этого кипрский кризис только усилился. Вообще, российские власти вели себя крайне непоследовательно. В первые два дня после объявления условий Еврогруппы о списании налога на депозиты Москва хранила полное молчание. В понедельник президент и премьер разразились возмущенными комментариями. Но без каких-либо предложений по выходу из ситуации. Раз Россию оскорбили, не пригласив на совещание в Брюссель в ночь с пятницы на субботу, было бы логично, если бы российское правительство вообще отказалось от каких-либо переговоров с Кипром. Пускай Брюссель и Никосия сами выпутываются из ситуации. Что же касается списания части депозитов (от 6,75% до 9,9%), то можно было бы взять пример с Британии и просто помочь кому-то из вкладчиков.
Однако был совершен новый кульбит. И Москва согласилась на приезд министра финансов Кипра Михалиса Сарриса. А что в итоге? От списания депозитов (по крайней мере до 100 тыс. евро) киприоты окончательно отказались. Но пока альтернативного решения нет. Кроме одного. Перехода управления банковской системы островного государства в ручной режим Центрального банка. В результате — только ухудшение ситуации.
В итоге кипрский офшор фактически закрывается. Вместе со всеми нашими счетами. А среди них есть не только счета наших госкомпаний, а также, по некоторым данным, некоторых государственных ведомств, далеких от Минфина.
Пока окончательно вопрос не решен. На момент сдачи номера решение по законопроекту принято не было. Однако местные наблюдатели предполагают, что документ в итоге будет принят. Так как другого выхода у Кипра попросту нет.
Как вооружат ЦБ в этой чрезвычайной ситуации? Прежде всего — запретом на переводы денег между местными банками и заграничными. Что фактически уже более недели и действует на Кипре. И уже привело к тяжелейшим последствиям для экономики страны и владельцев зарубежных вкладов. Еще раз подчеркнем, что московские переговоры привели только к тому, что деньги наших вкладчиков как лежали на кипрских счетах, так и продолжают лежать. И, возможно, будут лежать там вечно. А так потеряли бы от силы 9,9%.
Но это еще не все. ЦБ Кипра сможет запрещать открывать новые счета и запрещать забирать деньги с депозитов до окончания срока договора. Если положил сумму на год — через полгода ее забрать уже не получится. И какой же после этого на Кипре может быть офшор, если ни открыть счет нельзя, ни погасить депозит? Тут никакие льготные проценты уже не имеют значения.
Но и при всем при этом Дмитрий Медведев, уже после кипрской драки, говорит о том, что двери перед Кипром еще не закрыты. «Мы не закрыли двери, мы не сказали, что мы не будем ничего обсуждать, ничего не хотим слышать, Кипр — это просто государство — член Евросоюза, отстаньте от нас. Действительно, у нас есть там экономические интересы, но мы будем и готовы обсуждать различные варианты поддержки этого государства, тем более что мы уже поддержку оказывали и кредит когда-то дали, но после того, когда будет выработана окончательная схема с участием государств Евросоюза и самого Кипра. Только в этом случае Россия сможет подключиться процессу», — заявил вчера премьер.
Видимо, не наигрались.
Анекдот дня
КИПР — Кладовая Истинных Патриотов России.