История с «налогом на болванки» тянется еще с 2010 года. Тогда РСП получил аккредитацию на сбор отчислений со всего, что используется для личного копирования музыки, фильмов и т.д., — в размере 1% от цены. Платить этот 1% согласно закону должны фирмы-производители и импортеры техники. Вот только те всячески этому противились.
В декабре прошлого года Philips, Samsung и SangFei все же сдались, заключив с РСП договор и начав выплаты. Первоначально компании Panasonic и Nokia тоже заявляли о готовности выплачивать сбор, однако в итоге соглашение так и не было подписано.
Терпению РСП, видимо, пришел конец: Союз возбудил уголовное дело против Panasonic и Nokia. По данным российских СМИ, Nokia должна РСП около 800 млн руб., Panasonic — около 60 млн. Корреспонденту «МК» в российских представительствах компаний предоставить комментарии так и не смогли.
В 2012 году РСП сообщал, что собрал с импортеров более 1 млрд руб., вот только куда идут полученные деньги, так и остается неясным. Согласно закону вырученные средства должны идти в качестве компенсации авторам аудио- и видеоматериалов, которые могут быть скопированы. Однако в России несчетное количество певцов, режиссеров, композиторов и остальных людей, которые создают аудиовизуальные продукты. Какие из них получают деньги, а какие — нет?
В РСП на официальный запрос корреспондента «МК» — куда идут вырученные деньги? — так и не ответили.
Несколько лет назад ВЦИОМ провел исследование, которое выяснило, что из 100% россиян копируют какие-то материалы только 30%. Получается, что 70% платят лишь за возможность копирования.
Эксперт «МК»:
Директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов:
«Если вы как частное лицо записываете песню или фильм на диск или другой носитель и кому-то его дарите, то авторы этого произведения недополучают деньги от возможной продажи диска, который вы скопировали. В связи с этим они решили и убедили в этом государство, что должны подобные потери себе компенсировать. Но как им получать деньги, если за каждым человеком не поставишь наблюдателя? Тогда было принято решение, что деньги будут брать с импортеров и производителей той техники, которая может делать копии аудиовизуальных произведений, и носителей, на которых они могут храниться. Таким образом, производители и импортеры выступают в роли налоговых агентов, которые закладывают этот сбор в цену продукции. И в итоге платят обыкновенные потребители, которые занимаются копированием. Однако, покупая подобную технику, вы как потребитель уже платите, даже если ничего и не скопировали. Платят потребители скорее за возможность копирования. А как распределяются деньги, нужно задать вопрос сборщикам, то есть РСП. Данная тема обросла огромным количеством скандалов, поскольку крайне непрозрачна. И если государство хочет, чтобы импортеры выплачивали данный сбор, то логичнее было бы установить общий для всех налог».