При этом позиция Минэкономразвития—против налога. «Я против замены НДС на налог с продаж. Позиция министерства таким образом - против этого предложения. Это пока позиция Минэкономразвития, и решений еще никаких не принято на этот счет. Дополнительный налог, в принципе он возможен, но целесообразность введения будет зависеть от региональных условий»,--заявил министр экономического развития Андрей Белоусов.
При этом он отметил: «У нас это уже было». Да, было: с 1998-го по 2004-й годы (а еще раньше с 1992 по 1995-ый). И привело к тому, что НСП был с 1 января наконец-то ликвидирован. Как тогда казалось, навсегда.
Проблем три. НСП—это прямой налог, существующий, буквально, в каждом выбитом чеке. Он повышает абсолютно все розничные цены ровно на величину ставки налога (в Москве было 5%, в регионах—от 2% до 5%). Таким образом, НСП—это массовый антисоциальный налог, бьющий, прежде всего, по малообеспеченным слоям населения и по среднему классу. Потому что именно у этих групп людей доля личных доходов, которые они через НСП отдают государству, оказывается наибольшей. Через рост цен НСП прямо сокращает потребление и ухудшает уровень жизни большинства населения.
Вторая проблема: администрирование. Многие еще помнят, как сотрудники налоговых инспекций ходили по предприятиям торговли и проверяли, выбит ли чек на товар. Но это смешно и достаточно глупо: рядом с каждым кассовым аппаратом инспектора все равно не поставишь. А бизнес быстро сообразил, что нет чека—нет и НСП. И начал массово экономить, нарушая закон и уходя в тень.
С этой проблемой связана третья: НСП, в отличие от НДС, является не федеральным, а, в основном, региональным налогом. Если уж на федеральном уровне администрирование идет с трудом, что говорить о регионах? В конце 1990-х доходило до того, что некоторые торговые точки в регионах нагло не выбивали вообще ни одного чека. А местная налоговая инспекция к ним принципиально не ходила. Например, по распоряжению некоторых губернаторов, которые сегодня, слава Богу, все уже в отставке. Таким образом, местная власть разрешала существовать «своему» бизнесу и дискриминировала всех остальных, напрочь убивая всякую конкуренцию.
Именно поэтому НСП и был в 2004 году отменен. И вот снова—на те же грабли. Минфин против (министр финансов РФ Антон Силуанов обещал, что фискальная нагрузка в течение трех ближайших лет не увеличится). Минэкономразвития—тоже против. Тем не менее, идея увеличения фискальной нагрузки путем возвращения НСП все-таки обсуждается на самом высоком уровне. Иначе такой ответственный человек, как Андрей Белоусов, не стал бы о ней говорить.
Проводником возврата НСП всегда выступал вице-премьер Аркадий Дворкович. Так, в конце сентября он заявил, что в правительстве прорабатываются варианты перехода от НДС на НСП, причем, «обсуждения конкретных предложений могут начаться уже через полгода». Затем и премьер-министр Дмитрий Медведев заговорил о возврате НСП. «Я открою вам нехитрую тайну, вернуться к обсуждению вопроса, какой все-таки нам полезнее иметь налог - налог на добавленную стоимость или налог с продаж»,--заявил он на последней встрече с членами РСПП. И даже назначил на конец декабря 2012 года совещание с правительством по этому поводу.
Но тут надо еще раз подчеркнуть, что Дворкович предлагает заменить НДС, тормозящий обрабатывающую промышленность, на налог с продаж. А Белоусов проговорился о том, что в ряде регионов НДС дополнят новым старым налогом. А это значит и промышленность не спасут, и потребителей данью обложат процентов этак в пять.
Эксперты в принципе против возвращения НСП. Особенно, в том случае, когда он не заменяет НДС, а просто к нему прибавляется. Преподаватель кафедры экономического анализа организаций и рынков НИУ-ВШЭ Михаил Горст: «Нежелательно вводить НДС и НСП одновременно. По сути получится, что сходные объекты будут облагаться дважды. Получится налог на налог. Не очень понятно, как это всё предполагается задействовать. Потому что если налог с продаж будут накручивать на НДС - это будет совсем неприемлемо. Первым и главным эффектом от этого будет рост цен».
Стоит еще раз отметить, что существующий сейчас НДС далеко не идеален. Он в принципе не способствует модернизации экономики, а, наоборот, зачастую стимулирует коррупцию в случае его возврата тем же экспортерам. Однако прибавка к НДС еще и НСП означает удар по населению. Возможно, власти решили проводить модернизацию сталинскими методами—за счет народа. Готовьтесь граждане—следите за ценниками.