Суть важнейших для отечественной экономики и жизни граждан новаций в ГК была изложена в заметке «МК» «Защищенная собственность и беззащитные люди» от 1 мая. А о трудной судьбе законопроекта см. заметку «Банки не хотят платить за украденные с карт деньги» в «МК» от 18 октября. Документ тормозят, несмотря даже на то, что Владимир Путин назвал ГК «конституцией экономики» и чуть ли не в открытую, на грани политического фола, публично советовал ускоренно принять законопроект.
Он был внесен 2 апреля еще президентом Медведевым. Первое чтение прошло еще 27 апреля. Второе было намечено на 27 сентября, потом перенесено на 26 октября, потом на 11 декабря. И вот сегодня — на конец января. Эдак между первым и вторым чтениями может и год пройти, что станет одним из рекордов Госдумы.
Причин две: документ слишком сложен. Объем в 800 страниц уже впечатляет. Это плод российской юридической и экономической мысли за десяток лет. Поправок было не избежать, о чем говорили и разработчики законопроекта.
Но не до такой же степени затягивания! Главная причина: против документа играют лоббисты столь мощные, что даже Путина не боятся. Например, банковская система. Банкам очень не нравится, что, согласно новой редакции ГК, они должны компенсировать клиенту украденные с его карты деньги и лишь потом проводить расследование. Сейчас порядок обратный: обворованный клиент должен доказывать, что деньги действительно украдены. Как правило, принести в банк чистосердечное признание вора не удается. В результате банки не компенсируют клиентам почти ничего, а мошенники-кардеры процветают. Предполагалось, что этот абсурдный порядок изменится с 1 марта, после вступления в силу новой редакции ГК. Теперь — непонятно когда. Как говаривал в таких случаях кот Матроскин: «Жилище индейцев — фиг вам».
Другой момент — касающийся уже не физических, а юридических лиц. Законодательство многих стран, в том числе Великобритании и США, отдает приоритет в рассмотрении споров национальным юридическим службам. Принцип простой: извлекаешь прибыль в стране, делаешь тут бизнес — изволь судиться в местном суде и с местными адвокатами. В России в новой редакции ГК хотели сделать то же самое. Но отечественные компании предпочитают не только прибыль хранить в офшорах, но и пользоваться юридической системой Великобритании и судиться в Лондоне. Одно лишь изменение этой практики повлекло бы многочисленные и позитивные для российской экономики последствия. Но законопроект в третий раз отложен. «МК» продолжит следить за ситуацией.