Блеск и нищета
Минтруда предприняло вторую попытку согласовать в правительстве обсуждаемый с 2010 года законопроект «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Обновленный вариант опубликован для общественного обсуждения. Ранее в Минтруда надеялись, что в текущем году Госдума рассмотрит и примет старую версию. Однако смена главы министерства и других лиц в правительстве в мае изменила планы: по инициативе вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец документ был отправлен на доработку.
Новый вариант получился гораздо жестче. По мнению руководителя комиссии Общественной палаты (ОП) по социальной политике Елены Солдуновой, по поводу нового закона «война» с министерством и правительством в целом идет уже давно. Так, эксперты ОП пытались заменить название документа: вместо «социальное обслуживание» использовать термин «социальное сопровождение». Елена Солдунова полагает, что разница принципиальна: «Обслуживание предполагает некий патернализм: кто-то кого-то обслуживает. Сопровождение в корне меняет позицию: вместо объекта обслуживания появляется субъект — человек, который также имеет право голоса».
В новой версии законопроекта термин «социальное сопровождение» все-таки есть. По словам заместителя министра труда и соцзащиты Алексея Вовченко, это свидетельствует о том, что помощь должна быть максимально направлена на сохранение привычной среды для человека. «Основные изменения, закладываемые в законопроект, сводятся к тому, что не человек должен двигаться к соцзащите, а соцзащита должна двигаться к человеку», — подчеркнул он.
На данный момент регионы предоставляют сведения о 19 млн нуждающихся в соцзащите на основании законов 1995 года. Чиновники признают, что документы устарели, а регионы работают не совсем легитимно, по собственным правилам. При этом в России существует около 5 тыс. социальных учреждений, оказывающих социальную поддержку и помощь. Основные потребители социальных услуг — пожилые, инвалиды, семьи в кризисной ситуации. Как пояснил замглавы Минтруда Алексей Вовченко, в зону действия нового закона попадают люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
Документ содержит примерный критерий того, что можно счесть «трудной ситуацией»: частичная или полная утрата способности к самообслуживанию или передвижению, наличие в семье инвалидов и (или) детей с ограничениями по здоровью. Но помимо конкретных обоснований есть и расплывчатые. Например, «положение, представляющее опасность для жизни и здоровья», в том числе психологического состояния. Обязательно ли совершать попытку суицида, чтобы претендовать на помощь государства? В документе не сказано. К субъективным критериям относятся «отсутствие постоянного места жительства, определенных занятий и средств к существованию». По двум последним причинам один из авторов заметки явно подпадает под закон.
Если отталкиваться от указанных критериев, положение почти половины семей в России можно отнести к трудной жизненной ситуации, поскольку те или иные проблемы с материальным положением и психологическим состоянием есть у большинства населения. Разработчики законопроекта сами это признают. Но признавать бедолагой и назначать выплаты будут чиновники. Что создает блестящие возможности как для экономии бюджета, так и для произвола и коррупции.
Возможности для бизнеса
Согласно документу, работники соцзащиты обязаны не доводить дела до трудной жизненной ситуации, а заниматься ее профилактикой. Для этого возможны «проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства в виде консультаций, содействие в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления медицинских, психологических, образовательных, реабилитационных и иных необходимых услуг». Другой путь: организация информационно-просветительской работы в СМИ. Правда, остается непонятным, на какие средства соцработники будут организовывать отдых и досуг подопечных. По словам замминистра Алексея Вовченко, никакого дополнительного финансирования не предусмотрено, а все конкретные детали и нюансы социального обслуживания отданы на откуп регионам.
«Регионы сами должны разработать свои программы социального обслуживания населения, а также стандарты оказания услуг», — считает Алексей Вовченко. В результате в соседних областях стандарты могут оказаться совершенно разными. По мысли Минтруда, единый федеральный стандарт устанавливать не следует, поскольку у разных регионов разные финансовые возможности.
Это ключевой момент. Если бы стандарт был, можно было бы требовать его соблюдения, например через суд. Но стандартного пакета социальных услуг в России не будет. Это означает не только упомянутый выше коррупционный потенциал, но и продолжение стягивания населения в крупные города, где социальное обслуживание все же получше. Законопроект продолжает превращение России в своеобразную матрицу, где в узлах-городах чудовищная концентрация населения, а между ними пустота, «где бродит лихой человек».
Впрочем, и в городах за социальное обслуживание теперь придется платить. Документ впервые предусматривает получение значительной частью населения соцуслуг на платной основе. «В новом законопроекте предусмотрены четкие основания, кто сможет получать помощь бесплатно, а кто — за деньги. Главный критерий: уровень доходов и наличие родственников. Если есть родственники, обязанные ухаживать, то придется платить», — сообщил Алексей Вовченко. Сегодня помощь на дому получают 14 млн человек.
Для бизнеса, особенно малого и регионального, здесь открывается широкое поле возможностей. Профессиональная сиделка должна перестать быть доступой лишь богачам. И толку от нее больше, чем от неуклюжего ухода работающих (и потому вечно занятых) родственников. Вопрос в ценах. Но если бизнес за это возьмется, они достаточно быстро упадут из-за конкуренции.
Одно из ключевых нововведений: индивидуальный подход к оказанию соцуслуг. Впервые для каждого нуждающегося будет разрабатываться индивидуальная программа предоставления социального пакета. Причем гражданин сможет не только письменно обратиться в орган соцзащиты, но и подать электронное заявление.
Одной из главных проблем в прошлой версии законопроекта было отсутствие у бизнеса возможности полноценно участвовать в процессе предоставления соцуслуг. Новая версия расширяет круг тех, кто может их оказывать через механизм госзаказа. Документ дает возможность регионам привлекать для финансовой помощи в оказании соцуслуг «иные источники» для реализации совместных проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Минтруда надеется, что доработанный с помощью общественности документ будет внесен в Госдуму в первом квартале 2013 года и заработает с 2015 года. «Мы планируем, что широкое обсуждение законопроекта продлится до 1 декабря. Когда мы обобщим предложения, я думаю, что это будет первый квартал 2013 года, состоится внесение его в правительство и в Думу», — подчеркнул Алексей Вовченко. Перспектива у законопроекта есть. Власть желает привести порядки в социальной сфере в соответствие с реальностью. И переложить часть социального бремени на плечи граждан.