Вчера, 13 сентября Банк России повысил ставку рефинансирования на 0,25% (сейчас она составляет 8,25%). МК предупреждал, что такое может случиться (смотри заметку «Доллар крепнет инфляцией рубля» на сайте МК от 8 августа).
Ставки ЦБ — это тот процент, под который Банк России кредитует банковскую систему и экономику в целом. Предыдущая ставка рефинансирования ЦБ—8%—продержалась 9 месяцев (с 26 декабря прошлого года). Это не рекорд, но для времен кризиса и пост-кризиса очень даже неплохо. Стабильность ставки означала, что ЦБ сумел найти баланс между стимулированием экономического роста (для чего ставки желательно сделать поменьше) и обузданием инфляции (для чего ставки, наоборот, нужно повышать).
В России сложилась достаточно неприятная ситуация с разогревом экономики без адекватного экономического роста. Рост ВВП в годовом выражении вряд ли превысит
Пост-кризисное восстановление потребления, стимулирующее рост реальных зарплат, происходило не за счет внутренних, а за счет внешних факторов. Прежде всего, из-за достаточно высоких цен на нефть. При любом снижении цен этот рост мог стать эфемерным и исчезнуть.
Но инфляцию он разгонял. А на этой неделе пришли долгожданные вести из Европы о запуске механизма стабилизации финансов Евросоюза. Это означало, что мировые цены на нефть могли повыситься из-за повышения спроса. А вторым фактором, толкающим их вверх, стала очередная волна нестабильности на Ближнем Востоке. Все-таки дипломатов США в ранге посла не убивали 26 лет, а на этой неделе—убили в Ливии. Убийство посла во все времена является классическим поводом к войне. Война способствует росту цен на все товары. А на стратегические, вроде нефти—тем более.
В этих условиях Банк России не выдержал: задача борьбы с инфляцией стала важнее необходимости поддержания экономического роста. Ставки повышены, хотя и не намного.
Но банковская система отреагировала мгновенно и негативно. 14 сентября состоялось заседание Наблюдательного Совета Сбербанка. По его итогам Сбербанк заявил, что: «не исключает повышения ставок по кредитам после того, как ЦБ в четверг принял решение увеличить ставку рефинансирования на 0,25%». А глава Сбербанка Герман Греф дополнил: «Решение ЦБ очень неустойчивый экономический рост подвергает дополнительному давлению».
Сбербанк—крупнейший кредитор, как экономики, так и населения (потребительские кредиты). Его решение о повышении ставок неминуемо вызовет волну их роста по всей системе. Вероятно, ставки по кредитам повысятся на