Болотный «праздник непослушания» закончился, но коверные вновь и вновь призывают участников не расходиться. И люди откликаются. Кто по зову интеллигентствующего сердца, другие — из желания пощекотать нервы и модно потусить, а иные — потакая своему политическому тщеславию.
Не один месяц прошмыгнул после «потрясших устои» митингов-гуляний, но внятной политической, а главное — экономической (вспомним про базис и надстройку) оппозиционной программы так и не появилось. Какие идеи вы, «новые властители дум», предложите людям осенью? Снова «Путин должен уйти»? А что еще он должен сделать за вас? Ответить на представленные ниже экономические вопросы? Боюсь, поленится.
Как вы собираетесь менять экономику? Отказаться от экспорта нефти? Пустить в расход международные резервы? Проводить структурные реформы? А кто-нибудь из вас может объяснить, что означает укоренившийся термин «структурные реформы»? И, кстати, «политическая воля»?
А, развивать промышленность!
А вам известно, что промышленность в экономике страны занимает всего 37%, сельское хозяйство — менее 5%, а почти 59% — сфера услуг? Нормальная такая постиндустриальная экономика, растерявшая, правда, былое промышленное превосходство. Так чего вы хотите? Стать второй после Китая мировой фабрикой? Не получится, издержки велики. Тачать товары инвестиционного спроса — станки, оборудование, специальную технику? Некому, кадров не осталось. Превратиться в мирового лидера в сфере ВПК? И тут нас опередили. Неужели нет ответа?
«Россия готова к кризису хуже, чем в 2008 году!»
Да нормально она готова, не беспокойтесь. Даже если цена на нефть упадет до $60 за баррель, у страны достаточно резервов (даже без Резервного фонда), чтобы выполнить основные социальные обязательства. Если власть не наделает ошибок (а она это умеет).
Либералы — как генералы: готовятся к будущему кризису, как к прошлой войне. Между тем причины второй волны кризиса заключаются отнюдь не только в тупом печатании «пачек резаной бумаги», а в единовременном действии идеологического, экономического, технологического, нравственного и поколенческого факторов («Кризис власти — это власть кризиса», «МК» от 3 июля с. г.). Кто-нибудь пытался проанализировать эти предпосылки? А зачем, если более любы великие потрясения?
Или другой лозунг некоторых «болотных» глашатаев — стране нужна приватизация! Якобы она послужит развитию конкуренции. Но, во-первых, конкуренция, как и инновационная экономика, — всего лишь способы обеспечения поступательного социально-экономического развития страны. Во-вторых, о какой конкуренции вы говорите, если контрольные пакеты акций приватизируемых госкомпаний останутся в собственности государства? И, в-третьих, оставьте лицемерие, так и скажите, что вашим кукловодам нужно пристроить «праведный» кэш.
Не форма собственности, а неэффективный менеджмент — вот причина недостаточной, как вам кажется, прибыльности крупнейших российских госкомпаний. Если согласны — сделайте все, чтобы сменить Грефа, Сечина, Якунина, но не пересаживайте столь дорогой вам заокеанский образ мыслей на российскую экономическую почву. Отторгнет, как это произошло с «дикой» приватизацией по Чубайсу. Или вы хотите, чтобы впоследствии вашими фамилиями называли котов?
«Вступление в ВТО погубит экономику России!»
Но, господа-товарищи, ВТО — это только свод правил торгового движения. Не учитывающий, на какой машине вы передвигаетесь — на раздолбанном тарантасе или на представительской иномарке. Даже если вы поменяете прокладку между рулем и сидением, новый хозяин вмиг не превратит сырьевой рыдван в высокотехнологичный лимузин.
Вступлению в ВТО больше всего противятся не работяги или крестьяне, а собственники немногих оставшихся промышленных предприятий, привыкшие изымать из своих активов монопольную противозаконную ренту. Именно они не хотят конкуренции с иностранцами, потому как придется ужиматься. Или вы всерьез полагаете, что наши «капитаны бизнеса», финансирующие антиВТОшную кампанию, вдруг озаботились чаяниями простого народа?
«Стране необходимы инвестиции в человеческий капитал»!
А что такое «человеческий капитал»? Образование и здравоохранение? Да, конечно. А куда подевались наука и культура? Или кто-то может представить себе просвещение и медицину без них? Как должны выглядеть пресловутые социальные инвестиции? В виде увеличения зарплат учителям и врачам? Но в Москве — оплоте протеста — средние зарплаты учителей составляют, по данным мэрии, около 55 тыс. рублей, а, к примеру, врачей «скорой помощи» — более 80 тысяч.
Выходит, дело не в зарплатах. Во что же тогда инвестировать? В пластиковые окна в школах-вузах? Сделано. В электронные доски? Пожалуйста. В новые современные здания? И эта проблема решается. Тупичок.
«Мы — за достойные пенсии!»
Пожилые должны их получать, кто же спорит. Неужели вы замахнулись на новую пенсионную реформу? Тогда расскажите нам, несведущим, в чем ее прелести. Но не кажется ли вам, что основная причина небольших пенсий — в наличии серого сектора, доля которого достигает половины экономики? Или уход от налогов как форма протеста против «преступного и коррумпированного политического режима» больше не является актуальным?
Знайте, «образованные горожане»: если у вас большие «белые» зарплаты — значит, в большинстве случаев незаконные и полулегальные (те же офшорные) финансовые схемы используют ваши боссы. Замените на ваших иномарках слоган «Спасибо деду за Победу» на «Спасибо боссу за бабосы».
Лыко в строку: зарплаты должны расти!
А какие зарплаты — номинальные или реальные? Поясню: номинальные — те, что вам начисляют в бухгалтериях, реальные — скорректированные на инфляцию. Об инфляции в антиправительственных лозунгах нет ни слова, а ведь она — одна из причин роста тарифов ЖКХ, высоких процентных ставок по ипотеке или регулярной индексации тех же пенсий.
«Коррупция — вот корень всех бед!»
Победим коррупцию и заживем по-человечески! А как вы собираетесь с ней бороться? Посадками? Так это уже наказание, деяние еще доказать надо. Профилактикой? Будете по детским садикам ходить и рассказывать, какие плохие чиновники? Не переусердствуйте: абсолютное большинство бюрократов — молчаливые трудяги, не имеющие никакого отношения к распилу. Независимостью судебной системы? А как вы представляете пути ее достижения? Слежкой-прослушкой?
Ах, да — контролем! Чиновники, депутаты, члены их семей должны подавать декларации о доходах, расходах и имуществе!
Так уже подают — и что? Все оформляется на братьев-зятьев, край — на офшоры, до которых вы вряд ли докопаетесь. А вот самим быть кристально чистыми — это действительно необходимо. Чтобы потом не возникало вопросов, откуда у гламурной хозяйки московского «Твербуля» незадекларированные полтора миллиона евро. И не в банковской ячейке, а в домашнем сейфе. Сколько у «девушки» на счетах — думаю, она сама точно не знает.
В стране до сих пор не создана станина антикоррупционного механизма — Федеральная служба по противодействию коррупции. Об этом институте, являющимся обычной антикоррупционной практикой во многих странах, никто у нас не вспоминает. Отговорка проста: мол, конкурс в новое суперведомство будет запредельный, честных-то не осталось. Ну-ну. Стало быть, у самих рыльце в пушку? Так по себе людей не судят.
...У меня, как и у многих моих коллег-экономистов, ответы на эти и другие волнующие людей вопросы есть. Но нас никто не спрашивает. Мы «лидерам» протестного движения не нужны. А впрочем, внимания с их стороны нам и не надо. Пусть заткнут чем-нибудь другим экономический вакуум в своих полых головах.
Не позитивные сдвиги в экономике нужны «протестным» трибунам и их хозяевам, а кровь, драки с ОМОНом и новые задержания наивно поверивших в них людей. Никто не говорит, что нынешняя власть — это хорошо. Речь о том, что те, кто сегодня рвется в дамки, — для России катастрофа.