Начали за здравие, с цитат. "Земля должна работать и с каждым днём всё эффективнее",—заявил 17 июля президент РФ Владимир Путин. "Я думаю, что всё-таки нам нужно готовиться к приватизации и земельных участков тоже",—поддержал президента 27 июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Приватизация земли в России объявлена на самом высоком уровне. К 2018 году у неэффективных собственников землю хотят изъять и продать гражданам и бизнесу. "Больше всего земельных участков в собственности имеют Минсельхоз, Минобороны, РАН и ОАО РЖД, Россельхозакадемии. 95% оформленных земель в собственность которых не используются",—посетовал Владимир Путин.
"В настоящее время в собственности граждан находиться 7,1% территории российских земель и 0,47% в собственности бизнеса«,—сообщил участвовавший в круглом столе директор департамента недвижимости Минэкономразвития РФ Андрей Ивакин. Но он же сообщил, что «революции не будет». Потому что за 20 лет земельной реформы из документов мало что готово. Лишь три месяца назад принят новый Гражданский Кодекс (смотри заметку «Защищенная собственность и беззащитные люди» в МК от 2 мая). Нужно ждать его вступления в силу, то есть реальные документы по широко объявленной приватизации земли мы увидим не раньше марта 2013 года.
Председатель Комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег скуфинский выдвинул тезис: «Приватизация не решит всех проблем». Другие участники дискуссии с ним согласились. А президент Института экономики города Надежда Косарева предложила сначала все-таки решить вопрос с приватизацией земли под многоквартирными домами. "Приходят собственники, например, ТСЖ в администрацию района, а местная власть предлагает им провести за свой счет межевание всего района«,—пожаловалась она.
Крайняя (и иногда намеренная) запутанность документации, наложение границ участков и другие чисто бюрократические проблемы грозят сорвать планы приватизации земли. Земельный актив должен продаваться «чистым», не в виде непонятного куска, а, по выражению участников дискуссии, «упакованным, завернутым в документы». Пока этого нет. Зато уже есть позитивные эффекты. Олега Скуфинский, сообщил, что по его данным «простая верификация, то есть сопоставление различных земельных баз данных позволила получить дополнительных бюджета на 45 млрд. руб. ежегодно».
Заведующая лабораторией аграрной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Наталья Шагайда подвела итог: «К сожалению. нет и не предусматривается никаких механизмов защиты приватизированной земли. Возьмет глава администрации района и отменит пункт постановления, разрешающий продажу. Особенно часто это происходит при смене главы».
Для экономики приватизации это старый вопрос, что создавать раньше: собственность или институты ее защиты? Но граждане и бизнес не привыкли решать философские дилеммы. Наученные горьким