«В целом ситуация в экономике складывается довольно драматично, — сообщил Андрей Нечаев. — ВВП падает третий месяц подряд. Это пока предварительные оценки, но едва ли произойдет улучшение». Впрочем, улучшение все-таки произошло. По данным Минэкономразвития, ВВП России действительно уменьшался месяц к месяцу в течение марта и апреля. Если бы эта тенденция продолжилась и в мае, то можно было бы говорить чуть ли не о рецессии. Однако, в мае по оценке Росстата, ВВП прыгнул по отношению к апрелю на 0,5 % (с исключением сезонных и календарных факторов).
Действительно, становится очевидным, что мировая экономика вошла во вторую стадию кризиса. Цена нефти в последние дни падала ниже $90/баррель, а по прогнозам некоторых экспертов, может даже опуститься до $60/баррель, что, правда, маловероятно. Падает европейская экономика. Уже были три попытки спасения Греции и все три провалились, сейчас ожидается четвертая. Даже Испания и Италия не в состоянии самостоятельно рассчитаться по долгам. Впервые за 10 лет замедляется экономический рост Китая.
Российский экспорт сократился на 4%, а импорт вырос на 6%. Всё это создаёт предпосылки для девальвации рубля. Таким образом России в ближайшее время потребуются серьезные антикризисные действия. В стратегическом плане надо либерализовать экономику и снизить долю государства, потому что в отсутствии конкуренции экономика не может развиваться. Нужно менять приоритеты бюджетной политики, сохраняя социальные расходы, и существенно снижать госрасходы, особенно на гражданскую оборону и национальную безопасность.
«200 млрд. рублей (направленные из бюджета на антикризисные меры — „МК“) — это просто издевательство, — отметил Нечаев. — В прошлый кризис мы потратили 2,5 трлн. рублей. Сейчас они собираются
Говоря о вступлении России в ВТО, Нечаев указал ряд секторов, по которым может быть нанесен удар: автомобилестроение и сельхозмашиностроение. Для этих секторов нужно организовать принципиальную поддержку, считает экс-министр. Но стоит отметить, что коллапс у нас в этих сферах наступил еще задолго до вступления в ВТО. Российские автомобили никогда не пользовались спросом за рубежом, как и российская сельхозтехника.