Во время кризиса 2009 года Россия приняла меры, защищающие отечественный автопром: импортные пошлины на автомобили повысились с 25% до 30%. Брендам, имевшим в России «отверточную» (из крупных узлов) сборку, было сделано послабление: для запчастей ввозные пошлины остались на прежнем уровне — от 0 до 5%.
Протекционистские меры, мягко говоря, не обрадовали наших партнеров на переговорах по вступлению в ВТО. При заключении соглашений был найден компромисс. Сразу после присоединения к ВТО Россия обязалась снизить пошлины до исходного уровня в 25%. А затем — в течение
Но 7 лет нужно еще прожить, а ратифицировать документы о присоединении к ВТО необходимо до 23 июля. Сейчас идет лихорадочный поиск решений, как одновременно и в ВТО вступить, и отечественного производителя защитить. Для автопрома был придуман утилизационный сбор.
В самой идее нет ничего плохого: отжившая техника требует расходов на «последний путь». И если для отечественных автомобилей гарантии утилизации дает производитель, то для импортной эти расходы ложатся на бюджет — а с какой стати? Для компенсации с импортера и предполагается брать на таможне разовый утилизационный сбор.
Секретов тут два. Отечественный производитель дает гарантию утилизации продукции, а импортер платит живые деньги. И, разумеется, тут же включает их в потребительскую цену. Кроме того, путем введения высоких запретительных ставок сбора на подержанные автомобили можно ограничить ввоз в страну дешевого автохлама. Сейчас ввоз в Россию иномарок старше трех лет невыгоден из-за привязанных к возрасту авто импортных пошлин. После вступления в ВТО они должны снизиться и унифицироваться. Защиту и возложат на утилизационный сбор.
Его будут платить все: 8 июня Комитет Госдумы по промышленности рекомендовал принять в первом чтении поправки к Закону «Об отходах производства и потребления». По словам автора законопроекта, депутата Альфии Когогиной, «все импортеры автомобилей в любом случае должны будут уплачивать утилизационный сбор. Для новых автомобилей он будет ниже, чем действующие сейчас ставки таможенных пошлин».
Источник в Минпромторге на условиях анонимности подтвердил «МК», что ведомство настаивает на своих апрельских предложениях. На новую технику сбор составит 5% от таможенной стоимости (явная компенсация снижения пошлин). С каждой новой иномарки предполагается взимать
Больше всего пострадают покупатели дешевых подержанных китайских брендов и малый грузоперевозочный бизнес. Последнему придется либо перейти на технику российского производства, либо, что вероятнее, включить новый сбор в цены. И поскольку от 0,5% до 2% в цене любого товара составляет перевозка, утилизационный сбор с 1 августа начнут платить все. Как говорится, спасибо ВТО.