— Чтобы «получить удовольствие» платить за электричество по сельскому тарифу, нам понадобилось полтора года. Летом 2010 года я известил руководство Мосэнергосбыта (МЭС), что наше товарищество приняло решение перейти на индивидуальное абонирование. Затем каждый садовод подготавливал узлы учета на своем участке — совершенствовал всю электропроводку в соответствии с правилами эксплуатации электроприборов. А параллельно готовилась необходимая документация, — рассказывает «МК» председатель СНТ «Урожайное» Александр Иванович Лисин. — У нас в товариществе 136 человек, причем более половины — пенсионеры. Весь подготовительный процесс закончился в 2011 году, а с января 2012 года мы стали «индивидуалами». Все преимущества этого статуса мы ощутили на себе уже в нынешнем дачном сезоне. Помимо существенной экономии личных средств каждый садовод теперь самостоятельно оплачивает израсходованные киловатты только по счетчику. Заплатить нужно до 10–15-го числа каждого месяца, следующего за расчетным. А у меня нынче нет головной боли отслеживать счетчики наших садоводов, потому что каждый отвечает за себя.
Такая игра стоит свеч, ведь сегодня все расчеты с энергетиками каждое СНТ производит как юридическое лицо. Отсюда — и завышенный городской тариф. Заключив с МЭС договор индивидуального абонирования, садовод получает статус физического лица. А т.к. «апартаменты» его расположены в сельской местности, то и платить он будет, как сельский житель.
— Более половины наших садоводов обновили счетчики и другое электрооборудование. Но по сравнению с полученным результатом затраты были минимальны — от 1,5 до 4 тысяч рублей, — рассказывает председатель «Урожайного». — Как правило, люди меняли счетчик
Александр Иванович считает, что процедура испытания изоляции (испытание под нагрузкой) очень важна. Именно она сразу выявляет слабые места в электропроводке, то есть речь идет о сохранности жилища.
— В нашем товариществе сгорели несколько домов по причине халтурной проводки. Этот горький опыт заставил некоторых садоводов пройти изоляционные испытания. Оказалось, не зря. Например, один «умник» сделал внутреннюю электропроводку проводом типа «лапша» и замкнул систему металлическим гвоздем. У другого при тестировании пробило изоляцию, потому что он спрятал провод под доски, к которым прибил вешалку, — рассказывает Лисин. — А вообще, самое главное в подготовительном этапе — слаженные действия всех садоводов. И, конечно, без инициативной группы не обойтись. Мне помогали 5 человек. Один печатал формы документов и заполнял их, трое обходили дома и проверяли узлы учета, один помогал менять проводку. Только действовать нужно четко, методично, в едином ключе — и все получится.
Тема взаимоотношений садоводов и энергетиков, поднятая на страницах «Московии» («Садоводы под напряжением-1,2,3...») в течение нескольких лет, продолжает набирать обороты.
Напомним, что история напряженных отношений между садоводами и энергетиками взяла свое начало в 2006 году с наступлением периода реформирования энергетики. В это время на свет божий вышли правила функционирования розничных рынков (ПФРР), что инициировало серьезный перекос в оплате садоводами потребляемой электроэнергии. Если раньше они платили по схеме «счетчик—тариф—оплата» и людей это устраивало, то начиная с 2006 года представителям СНТ приходится значительно переплачивать за потребляемую энергию. То есть они вынуждены оплачивать не только потери в трансформаторе, но и выкладывать свои кровные за поддержку внутренних электролиний товарищества в рабочем состоянии.
Исторически так сложилось, что большая часть садоводческих объединений подключена к региональным электросетям на среднем уровне напряжения 6/10 кВт. В то время как все остальное население страны имеет подключение на нижнем (бытовом) уровне напряжения 220/380 В.
Чтобы обеспечить себя напряжением нужного уровня, представители СНТ в свое время сами решили эту государственную задачу. Они инвестировали свои личные средства в создание внутреннего электрохозяйства, начиная от покупки столбов, проводов, понижающего трансформатора и заканчивая регулярным техническим обслуживанием, что и продолжается по сей день. Однако причитающуюся компенсацию за эту работу от гарантирующего поставщика (ГП) электроэнергии представители СНТ не получают.
Казалось бы, проблема очевидна. Однако полюбовно практически не разрешается. Поэтому вооруженные законодательством садоводы вот уже много лет пытаются восстановить справедливость. Они сражаются с ГП в судах с переменным успехом. Закидывают письмами областной Топливно-энергетический комитет (ТЭКМО) и Федеральную службу по тарифам (ФСТ), но получают на руки только банальные, а порой и циничные отписки.
Одни опускают руки: ну сколько можно биться как рыба об лед? А другие, наоборот, плывут против течения, приобретая еще большую устойчивость и развивая гуттаперчевость. Люди пытаются искать возможные варианты решения сложной задачки. Пытаются и находят!
На страницах «МК» в ближайшее время мы разберем подробно положительный опыт СНТ «Урожайное» в виде пошаговой инструкции, которую в дальнейшем необходимо использовать как руководство к действию.