Хитрая заявка
В апреле был дан зеленый свет размещению акций социальной сети Facebook на биржах США. Документы на IPO (размещение акций на бирже) были поданы еще 2 февраля. Тогда в Facebook говорили о «возможности размещения уже в первом квартале». Не получилось: Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) проверяла довольно долго.
После кризиса американцы осторожничают. Кроме того, у Facebook была так называемая «тяжелая» (или универсальная) заявка: не была указана биржевая площадка. Так делать можно, и в этом случае одобрение означает допуск к размещению на любой площадке (или на нескольких) по выбору компании. Понятно, что такие возможности даются далеко не всем (например, конкуренты Facebook их не имеют) — а потому проверка будет тщательной и строгой. Теперь она позади.
Точная дата размещения долгое время держалась в секрете. Лишь в конце апреля стало известно, что IPO состоится 18 мая. Тогда же определились и с площадкой: биржа NASDAQ — биржа новых технологий. Однако до этого говорили и о NYSE (Нью-Йоркская фондовая биржа).
Говорят, что на окончательный выбор во многом повлияла позиция Алишера Усманова — владельца 5,5% акций Facebook. Так могло быть: к голосу «русского акционера», как его называют в компании, прислушиваются. Ведь, владея пакетом акций чуть больше года, он сумел серьезно поднять выручку и прибыль компании. Во многом благодаря Facebook Алишер Усманов стал самым богатым россиянином по версии Bloomberg (см. «МК» от 12 марта).
Выбор в пользу размещения акций Facebook на бирже NASDAQ имеет плюсы и минусы. Позитив в том, что инвесторы на NASDAQ специализируются на интернет-технологиях и охотно в них вкладывают. На NYSE больше консерваторов, им подавай инвестиции в нефть или производство. С другой стороны, по объему NYSE гораздо больше; указанные в заявке $5 млрд. там было бы привлечь проще. Не исключено, однако, что если размещение на NASDAQ пройдет успешно, Facebook устроит второе IPO на NYSE — ее хитрая заявка это позволяет.
Предполагается, что на торги 18 мая на бирже NASDAQ будет выставлено
Для обычного вкладчика
«У размещения Facebook нет на финансовом рынке явных аналогов. Оценка компании еще недавно вызывала рассуждения о том, не переоценили ли ее, может, она стоит $60–70 млрд. Но сам Facebook поставил точку в этих спорах, купив за $1 млрд Instagram и тем самым создав прецедент оценки одного пользователя в больше чем в $30 за акцию», — отмечает Тимур Турлов, глава международной инвестиционной группы Freedom Finance.
Миллиард пользователей создают Facebook рекламный потенциал (реклама дает компании 83% доходов). Это чего-то стоит. Во всяком случае, рынок на последних внебиржевых торгах оценил капитализацию компании в $100,2 млрд.
Что могут получить обычные инвесторы? Сравним с аналогами. В мае 2011 года успешно разместилась сначала социальная сеть для бизнеса LikedIn, а затем российский поисковик «Яндекс». По обеим компаниям был ажиотажный спрос. В результате LinkedIn на максимумах в первый день торгов 18 мая 2011 года демонстрировал +172%, а «Яндекс» 23 мая показал +68%. В ноябре 2011 года успешно разместил акции сервис электронных скидок Groupon: при цене размещения $20 за акцию максимальная цена в первый день торгов 3 ноября превысила $31, то есть рост составил более 50%.
Под занавес 2011 года вывел на биржу акции ключевой бизнес-партнер Facebook — производитель игр для социальных сетей Zynga. Максимальная цена в первый день торгов 15 декабря была не столь впечатляющая: всего +15% к размещению. Zynga стала для инвесторов испытанием на прочность. Наиболее терпеливые вкладчики продавали спустя два месяца и фиксируя прибыль более 50%.
Поэтому «физическому» инвестору нужно обратиться сразу в несколько инвестиционных компаний, чтобы выяснить, кто собирает пулы (в России таких компаний уже шесть, и их число увеличивается). Затем сравнить условия. Далее выбрать подходящую компанию, заключить договор и ждать итогов размещения.