Гавриленков, как и большинство экономических аналитиков, констатирует, что краткосрочные риски для России пока невелики. А вот в будущем нам не светит ничего хорошего. Эксперт приводит в пример абсолютно открытый документ, который, фактически, объявляет войну российской экономике в нынешнем ее виде. Там говорится, что США скорее всего будет увеличивать добычу сланцевого газа, доля которого в энергобалансе страны к 2030 году дойдет до 49%.
При этом, первая экономика мира готовится стать чистым экспортером энергоресурса. «Это начнет влиять на платежный баланс, — говорит Гавриленков, — будет иметь большое значение для российской экономики. Не лишне напомнить, что не только газовый, но и нефтяной сектор изменится». Появление еще одного крупного поставщика снизит мировые цены на энергоресурсы. Со всеми вытекающими для России последствиями.
Помимо прочего, эксперт обращает внимание на мировые тенденции к увеличению эффективности использования энергии. «Рост потребления энергии в абсолютных объемах будет достигаться за счет внутренних возобновляемых ресурсов. Если это будет внедряться в Америке, многие страны последуют этому же примеру, в первую очередь, Европа и Китай».
Впрочем, из того-же обзора следует, что цены на нефть за десять лет могут колебаться от $50 до $200 за баррель. И помимо инфляции и прочих факторов, играющих не в нашу сторону, есть еще и валютная составляющая российской экспортозависимости.
Гавриленков отмечает положительные результаты политики Центрального банка последних нескольких лет, когда курс рубля был «отпущен». «Не надо преувеличивать угрозы», — призвал экономист. Он напомнил, что нынешний валютный механизм работает таким образом, что при падении цены на нефть, курс рубля по отношению к доллару падает. А, соответственно, нефтяные компании получают больше рублей с проданного за доллары барреля нефти. К тому же, если же цена нефти скатится вниз, то будет скользить и условная цена, при которой достигается бюджетный баланс.