По данным социсследований, 80% горожан ничего не знают о существовании федерального закона № 214, защищающего права участников долевого строительства. А 57% опрошенных, которые ознакомились с документом, уверены, что купили бы квартиру в новостройке, применяя именно этот закон. Между тем в одной только Москве насчитывается по меньшей мере 48 объектов, соинвесторы которых считают себя обманутыми. Из них 22 — результат мошеннических действий со стороны застройщика (двойные продажи, отмененное строительство, искусственное банкротство). Есть 15 долгостроев, где застройщики не могут выполнить свои обязательства по экономическим или организационным причинам (не рассчитали бюджет строительства, пострадали из-за экономического кризиса в 2008 году и т.п.). Дольщики 11 объектов стали жертвами непредумышленного банкротства строительной компании.
В начале прошлого года в столице было около 6 тысяч граждан, считавших себя пострадавшими соинвесторами, сейчас их количество уменьшилась до 1,5 тыс. (благодаря действиям московских властей, представляющих интересы обманутых дольщиков в судах). Дольщики
В Москомстройинвесте, который отвечает за контроль в области долевого строительства, сообщили, что каждую неделю поступают звонки от людей, решившихся проинвестировать строительство жилого дома, но при этом застройщик требует от них заключить предварительный договор купли-продажи. «Это как раз то, чего не следует делать ни при каких обстоятельствах, — предупреждает председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев. — Чтобы избежать над собой контроля со стороны исполнительной власти, застройщики прибегают к использованию вексельных схем, заключению договоров займа, вступлению в простое товарищество, переуступке прав собственности и др. Если вам предлагают заключить договор с нарушением
— На самом деле девелоперы далеко не всегда виноваты в срыве сроков и «заморозке» строительных работ, — говорит директор департамента продаж элитной недвижимости крупной компании Александр Зиминский. — Гораздо чаще долгострой возникает из-за несовершенства градостроительных законов в целом. Они настолько сложны, запутанны и неудобны для девелоперов, что работать, ни разу не нарушив если не федеральное законодательство, то хотя бы какое-нибудь распоряжение или постановление городской администрации, просто невозможно. Сдача объекта в точно заявленные сроки, увы, исключение из правил: большинство задерживается на
— Какие меры нужно принимать властям, чтобы долгостроев стало меньше?
— На мой взгляд, эффективное решение нового столичного мэра — ужесточение контроля за сроками строительства. Если подрядчик через месяц после получения нового заказа так и не вышел на стройплощадку, контракт с ним расторгается. Раньше компании могли по полгода не начинать стройку. Также один из инструментов, с помощью которых власти могут и пытаются надавить на нарушителей, — включение недобросовестных подрядчиков в «черный список».