Не секрет, что российская система государственных и около государственных закупок пока еще невообразимо далека от идеала. Именно она чаще всего упоминается в большинстве новостей с коррупционным уклоном. Правительство изо всех сил старается сложившуюся ситуацию менять в лучшую сторону: в недрах Минэкономразвития готовится законопроект «О федеральной контрактной системе», призванный раз и навсегда синхронизировать все возможные варианты закупок, тем самым обеспечив их полную прозрачность и не оставив никаких лазеек для незаконного обогащения третьих лиц. Пока же, в довесок к уже имеющемуся закону о госзакупках, с января 2012 года работает 223 ФЗ.
В своем мониторинге эксперты «Трансперенси Интернешнл» выделили несколько основных моментов, обязательных для исполнения по действующему законодательству. Это размещение на официальных сайтах организаций информации о закупках, включая всю дополнительную документацию, наличие сведений о каждой текущей закупке и возможность их обжалования, а также размещение годового плана закупок. Специалисты Центра отмечают, что даже при действующем 223 ФЗ многие из этих пунктов могут безнаказанно не соблюдаться, из-за того, что правительство до сих пор не выпустило соответствующих постановлений, которые бы включали в себя и специальные санкции за неисполнение требований закона.
О результатах мониторинга рассказал заместитель руководителя Центра Иван Нинеко: «Мы рассмотрели 478 организаций, ровно столько значится в официальном реестре транспортных компаний. Это региональные и федеральные аэропорты, железнодорожные вокзалы, морские порты т.д. Самое интересное, что у 216 из них так и не удалось обнаружить официального сайта. План закупок разместили только 99 организаций, но остальные утверждают, что разместят позднее. Как будто они три месяца жили без закупок». Информацию о правилах проведения закупок, по данным Нинеко, предоставили только 120 организаций, информацию о текущих закупках — только 127 компаний.
«На примере этого мониторинга можно увидеть отражение подхода, который складывается в области прозрачности деятельности наших компаний. Большинство из них даже не понимают, зачем им это вообще нужно и относятся к размещению информации как к очередной „обязаловке“, хотя это предписано действующим федеральным законом», — сетует директор «Трансперенси Интернешнл» Елена Панфилова.
Эксперты Центра отмечают, что такие гиганты транспортной сферы, как РЖД, Шереметьево и Внуково, новый закон соблюдают в полной мере. Хотя многие из них, по мнению специалистов, делают это в первую очередь из-за планов по проведению IPO, нежели из-за желания сделать свою деятельность более прозрачной.