Эксперты называют много недостатков административной системы в ее нынешнем виде. Во-первых, в части бюджетной политики, это нереализованная идея разделения функций между уровнями исполнительной власти. Контролирующие агентства до сих пор подчиняются министерствам, ответственным за распределение бюджетных денег. Это, как правило, создает конфликт интересов. По задумке, первые и вторые должны были независимо следить друг за другом.
Во-вторых, это уменьшение необоснованного государственного влияния на экономику и сокращение административных барьеров. «Функции наращиваются, а значит, автоматически растет и численность государственного аппарата, численность государственных служащих, а значит и расходы на их содержание», — признается руководитель проекта по административной реформе ЦСР Владимир Южаков.
Кроме того, он подчеркивает закрытость госорганов, особенно там, где это касается личных интересов граждан. «Например, нельзя узнать планируемые расходы на ремонт домов, — рассказывает Южаков. — Хотя тут люди заинтересованы узнать, какие средства на какие дома направляются и как проконтролировать это».
Такое положение вещей вызвано, в основном, тремя вещами, — считает руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, — это недостаточная мотивация чиновников, отсутствие политической воли руководителей государства и противоречия в механизмах реформ.
Надежду у некоторых экспертов вызывают грядущие перестановки во власти. «Сейчас появляется хорошая возможность, при смене правительства, при смене большей части федеральных руководителей министерств и ведомств, — наверное, это все-такие произойдет, — провести действительно ревизию, оценку тех шагов, которые были предприняты до искажения изначальных идей административной реформы, которая была заложена. И, проведя эту ревизию, привести полномочия и разграничения ведения органов власти в соответствии с духом и ведением административной реформы», — считает директор Института политических исследований Григорий Добромелов.
Структурные изменения в административной системе США начались с закона «о стратегическом планировании», — рассказывает Макушкин. «У нас в