Речь идет о технологии NFC (Near Field Communication, коммуникация ближнего поля). Для обычного человека весьма удобно: никакой карты нет вообще (а значит, нет и риска ее потерять). Есть чип, который вставляется в мобильный телефон, средства находятся на нем. Не нужно бегать и лихорадочно искать банкомат, принимающий нужную карту. Достаточно поднести телефон на расстояние до метра (лучше все-таки
Устройства NFC работают круглосуточно. В магазине кассир должен взять карту покупателя и «прокатать» через считывающее устройство — ридер. При бесконтактном способе продавец-кассир не нужен. Не секрет, что большинство краж средств с карт происходят, когда карта находится в банкомате. Продавец, получающий информацию о количестве денег на счету покупателя, тоже не всегда надежен. Если нет ни посредников, ни физического контакта, то безопасность повышается на порядок.
Новая технология предоставляет и совершенно новые, невиданные прежде услуги. Например, «умную афишу». Идет человек по городу, видит афишу, желает пойти. Подносит к ней мобильник — и все, билет уже куплен. Возможна также «умная» реклама. Немаловажно и облегчение жизни для слабовидящих. Сколько людей с трудом разглядывают мелкие цифры на экране банкоматов? А телефон — это голос: операции могут быть дублированы на слух. Открываются также большие возможности заказов товаров на дом.
Есть и отрицательные стороны технологии. Например, NFC может быть использована для слежки. Сидит начальник в кабинете и видит: на рабочем месте сотрудник или в курилке, а то и вовсе по улицам шатается. Да и жена видит: на совещании муж задержался или «налево» пошел. С другой стороны, и родители видят: дома чадо или где-то болтается.
Фантазировать можно долго, но по факту ничего этого нет, и мы по-прежнему расплачиваемся картами, а не платим с телефона. Почему? Только потому, что банки, заполонившие безобразными ящиками-банкоматами все вокруг, еще их не окупили. И препятствуют распространению бесконтактных технологий.
Есть пословица: на поезде ездить удобно, но только если проложены железные дороги. Для NFC нужны терминалы (с надписью RFID), но их даже в Москве днем с огнем не сыщешь. И это не только российская проблема: владельцы банкоматов тормозят прогресс по всему миру.
Еще осенью прошлого года на форуме Rusnanotech-2011 мобильный оператор из «большой тройки» объявил, что во втором полугодии
У NFC нашлись не то чтобы противники, но скептики. Основной аргумент — отсутствие инфраструктуры. Представители одного из российских госбанков считают: «Возможно, для кого-то мобильный телефон действительно окажется более удобной формой платежей, чем банковская карта, но вопрос заключается в инфраструктуре приема. Будет инфраструктура — будет востребованность. Не будет ее — не будет и спроса. Поэтому банк готов к внедрению подобных технологий, но только в рамках конкретного бизнес-кейса».
Еще недавно говорили, что бум NFC в России случится совсем скоро, в
Впрочем, технология NFC может устареть еще до внедрения. В начале марта мировая электронная платежная система PayPal на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне заявила: «К тому времени, когда будет построена вся необходимая для NFC-платежей инфраструктура, включающая в себя специальное оборудование в торговых сетях и смартфоны с NFC-чипами, рынок изменится. Люди, которых сотовые операторы хотят отвлечь от использования кредитных карт, действительно забудут о картах, но к использованию усовершенствованных симок не придут».
Потому что прогресс на месте не стоит. И если его где-то искусственно тормозят, он прорывается в чем-то другом. Уже разрабатывается технология бесконтактных платежей, не требующая нового оборудования, а лишь модернизации программного обеспечения. Это некий компромисс: платить мы будем все-таки бесконтактно, но поднося телефон (или карту) к существующим банкоматам и считывающим ридерам в магазинах.