В рамках трех «волн» антимонопольных дел против российских нефтяных компаний (НК), продолжающихся с 2008 года, было начислено 20,7 млрд. рублей штрафов, рассказывает замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Из них 19 млрд. уже поступило в бюджет. По сравнению с доходами нефтяных компаний цифры, правда, довольно скромные. Так, «Газпром Нефть», заплатившая, по данным Голомолзина, в сумме около 7 млрд. рублей, только за 2011 год заработала 76,608 млрд. рублей чистой прибыли. Кроме нее под штрафы попали ТНК-BP (3,7 млрд. рублей), «Роснефть» (5,3 млрд. рублей), Лукойл (4 млрд. рублей) и «Башнефть» (778 млн. рублей).
Голомолзин рассказал о «кардинальных институциональных изменениях», продолжающихся в сфере регулирования рынка. Так, ФАС подготовила поправки в КоАП, которые введут штрафы для НК, не регистрирующих внебирживые сделки с нефтепродуктами. Они будут достигать 300 тыс. рублей. В ведомстве рассчитывают, что поправки начнут действовать уже в
Замглавы ФАС также сообщил, что закон, который введет «плавающие акцизы» на нефтепродукты, может появиться в ближайшее время. «У нас с Минэнерго консолидированная позиция в этом вопросе, и после нескольких совещаний в правительстве мы рассчитываем, что такой законопроект будет подготовлен и обсужден уже в ближайшие месяц-два», — говорит чиновник. Идея заключается в том, что при росте цен на нефть на мировом рынке будет применяться пониженная ставка акцизов на топливо, и наоборот. Соответственно, это должно тормозить подорожание бензина.
Даже самое слабое звено нефтяной производственной цепочки — НПЗ — вместе с АЗС теперь оказываются под чутким контролем государства. Голомолзин рассказал, что за модернизацией НПЗ с конца прошлого года уже следят Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС. 7 марта было подписано подобное соглашение, касающееся АЗС. Теперь ведомства будут следить и за качеством бензина, поступающего конечным потребителям.
Вроде бы все эти меры должны сдерживать рост цен на бензин. Но они оказываются каплей в море. На фоне возросших уже до $125 с лишком за баррель цен на нефть и двух месяцев ручного управления (последствия аналогичной ситуации в мае прошлого года все хорошо помнят) небольшие относительно годового оборота штрафы — слабый стимул для нефтяных компаний. И хорошо, что хоть с прошлого года правительство взялось за модернизацию НПЗ. Но последствия ее только предстоит оценить. А отсталость отрасли, по оценкам экспертов, измеряется уже десятками лет. К тому же многие близкие к ситуации аналитики рассказывают о ситуации, когда вертикально-интегрированные нефтекомпании имеют 2 ценника: для своих дочерних АЗС и для независимых. И это лишь один из механизмов поднятия ценников на заправках. Пока ФАС в борьбе с нечестными руководителями НК явно проигрывают. И это поражение может стоить $1 за литр Аи-95 уже этим летом.