В основном на сегодняшний день вопросе — о налоге Тобина — Монти выразил солидарность с Меркель и Саркози. Им, напомним, противостоит Дэвид Кэмерон, категорически отказавшийся поддерживать подобные меры. И всё же встреча обнаружила некоторые противоречия между Италией как одной из ведущих экономик региона и германо-французским тандемом, взявшим на себя вывод еврозоны из кризиса. По мнению Монти, Берлину и Парижу не стоит забывать о роли других стран.
«У Европы должно быть больше центров, - заявил премьер. - Один из них - Италия. Мы сильная и гордая страна, и в принципе у нас эффективная экономика».
Как подчеркнул Монти, «хорошая кооперация в рамках французско-германского тандема является необходимой предпосылкой для развития Европы, но этого недостаточно для Евросоюза в составе 27 стран».
Фрау Меркель, в свою, очередь, отметила продуктивность переговоров. По её словам, уже на следующем заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 января можно ожидать «значительного прогресса или даже окончательного оформления фискального пакта» для ЕС.
Кроме того, Меркель высоко оценила усилия итальянского правительства по преодолению кризиса. «Это - то, что укрепит Италию», - отметила канцлер. Впрочем, итальянцы и без того горды своими экономическими возможностями. Сильвио Берлускони, ещё в свою бытность премьер-министром, заявлял о том, что признаков кризиса в стране нет. О мощи итальянской экономики рассказывал и посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди.
«Итальянская экономика имеет ряд положительных тенденций относительно общеевропейской ситуации, – заявил в декабре 2011 года дипломат. – Да, у нас большая задолженность (120% от ВВП), но при этом наблюдается сокращение разницы между нею и ВВП страны. Не следует забывать о том, что большинство итальянских семей обладает определённым уровнем сбережений. Их финансовое богатство, имущество составляют 178% ВВП, в то время как во Франции и Германии — это 137% и 132% соответственно. Безработица есть, но относительно низкая —8%. Подумайте об Испании, где она составляет 24%, в Греции - 18%. Италия по-прежнему остаётся второй промышленной державой в ЕС после Германии. Некоторые отрасли развиваются особенно бурно. Так, производство предметов роскоши в Италии составляет 30% от общеевропейского».
Но сейчас правительству Монти, по его собственным словам, нужны от ЕС видимые результаты: «Моя политика не может иметь успеха, если политика ЕС не претерпит изменений». Иначе, предупреждает премьер, страна может столкнуться с антиевропейскими выступлениями.
По итогам беседы премьера и канцлера было объявлено, что 20 января в Риме пройдёт ещё одна встреча. На сей раз уже с участием Ангелы Меркель, Николя Саркози и Марио Монти.