В течение многих лет город самостоятельно финансировал развитие социальной сферы и транспортной инфраструктуры. Сначала за счет бюджета строились детские сады, школы и дорожные объекты, потом к ним прибавились физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), паркинги в муниципальных домах и «Народные гаражи».
Каждое расширение перечня бюджетных строек считалось победой профильного департамента, сумевшего убедить горадминистрацию, что бизнесу эти проекты не нужны и не интересны. В разгар кризиса тогдашний глава стройкомплекса Владимир Ресин пытался передать строительство школ, детских садов и стартовых жилых домов на инвестиционные торги, но дальше разговоров о необходимости «разгрузить бюджет» дело не пошло. Городу пришлось сократить объемы ввода, однако принцип госфинансирования социальных строек был сохранен.
Нынешние власти считают подобное разбазаривание средств неправильным и неэффективным. Хотя программа бюджетных инвестиций растет как на дрожжах (в 2012 году она составит 443,9 млрд. руб.), часть запланированных расходов вполне реально переложить на плечи частных инвесторов. «Проект должен браться на бюджет только при полном отсутствии интереса к нему со стороны бизнеса», — говорит заммэра по экономике Андрей Шаронов.
Как стало известно «ЭВ», для рассмотрения таких проектов в мэрии уже создана и работает (пока неофициально, поскольку распорядительный документ находится в стадии согласования) специальная инвестиционная комиссия. Она будет анализировать проекты, которые профильные департаменты хотят реализовать за счет бюджетных средств, и предлагать альтернативные решения. «Любая потребность Москвы в каком-то активе, будь то детский сад, школа или дорога, должна рассматриваться через призму привлечения частного капитала. Автоматически деньги города на эти цели выделяться не должны», — подчеркивает Шаронов. По его словам, через комиссию планируется пропустить все сферы — образование, здравоохранение, транспорт, спорт, энергетику и т.д., где традиционно доминирует госфинансирование. А также любые типы объектов. «Порога для участия частного капитала быть не должно. Город в равной степени заинтересован и в создании детского сада на 80 человек, и в крупном автобане», — отмечает министр. Он уверен, что в большинстве случаев комиссии удастся найти необременительное для бюджета решение, и «чисто бюджетное финансирование станет для Москвы маргинальной ситуацией».
По данным «ЭВ», в ближайшее время чиновники намерены рассмотреть проекты создания в столице частного детского сада, частного объекта здравоохранения, частного ФОКа, частного маршрута скоростного трамвая и механизированных парковок. «Наиболее приемлемый для города способ участия в таких проектах — компенсация части затрат инвестора или обязательство гарантировать загрузку готового объекта», — говорит источник газеты в горадминистрации. Иными словами, департамент спорта будет выкупать для своих нужд 50% абонементов ФОКа, который построили и содержат частные владельцы.
Аналогичная схема может быть разработана и для частного скоростного трамвая. «Скажем, проектная загрузка маршрута должна составлять 60%. Если трамваи будут ездить с 50%-ной загруженностью, бюджет компенсирует инвестору недостающие 10% выручки», — поясняет экономику частно-государственного партнерства в сфере пассажирского транспорта представитель мэрии. Он подчеркивает, что «все подобные проекты должны предусматривать риски инвестора. Никакой 100%-ной загрузки, за которую своим рублем отвечает город, в таких схемах быть не должно».
По мнению участников рынка, наиболее узким местом в работе комиссии является реализация принятых решений. Нельзя исключать, что такие проекты будут распределяться профильными ведомствами «из-под полы», без открытого конкурсного отбора, как это недавно произошло с первым маршрутом «водного метро» от Китай-города до Печатников (см «МК» от 24.09). Заказ «уплыл» в руки одной из фирм, а другие судоходные компании теперь пишут жалобы на имя Сергея Собянина в надежде опротестовать самоуправство чиновников.