Ревизия действующих договоров с застройщиками началась в Москве в конце прошлого года по личной инициативе Сергея Собянина. Столичный мэр поставил перед подчиненными задачу навести порядок в мутной системе инвестконтрактов, которая, по его мнению, является «образцом российской коррупции, чиновничьего беспредела и бестолковщины». По данным горадминистрации, заключенные соглашения предусматривают строительство 40 млн. кв. м недвижимости. «Построить столько, особенно в центре, нереально, невозможно. Да и не нужно», — считает градоначальник. Многие контракты, по его словам, изначально заключались «со спекулятивными целями и не имели внятной концепции».
Согласно постановлению правительства
На сегодняшний день власти Москвы рассмотрели 850 договоров с застройщиками, сообщил на прошлой неделе заместитель мэра по экономике Андрей Шаронов. Всего, по его словам, ГЗК планирует рассмотреть не 1175 контрактов, как указано в постановлении, а порядка 1300 (т.е. на данный момент план выполнен примерно на 65%). «Они все разные, как правило, сложные, их нельзя покрасить одним цветом», — говорит Шаронов. По последним данным, горадминистрация уже приостановила реализацию 200 проектов (т.е. 40% от рассмотренных), общую стоимость которых Сергей Собянин оценил в $35 млрд.
Один из участников ГЗК рассказал «ЭВ», что комиссия собирается еженедельно и на каждом заседании рассматривает порядка
Меньше всего шансов сохранить контракты с Москвой имеют так называемые посредники. Они сумели получить права на земельные участки, но не осваивали их годами, надеясь со временем заработать на перепродаже актива. Сейчас мэрия рассчитывает расторгнуть все контракты с «нулевой» экономикой: либо по договоренности с инвесторами, либо по суду. «Переговоры от имени города ведет Департамент экономической политики: если сторонам удается договориться полюбовно, оформляется постановление правительства Москвы, если нет — дело уходит в суд», — рассказывает представитель горадминистрации. Он уточняет, что через судебные процедуры чиновникам приходится расторгать не только сами инвестконтракты, но и договоры аренды земельных участков, заключенные под их реализацию. Причем суд далеко не всегда встает на их сторону. Классический пример: жилой комплекс на Песчаной улице, вл. 10, против строительства которого протестуют жители. Несмотря на попытки мэрии прекратить реализацию скандального инвестпроекта, три судебные инстанции, включая Арбитражный суд и Девятый арбитражный апелляционный суд, заставили город соблюдать обязательства. Аналогичное решение было принято также по иску к ГК ПИК, которую правительство Москвы хочет лишить контракта на строительство домов для ФСБ в районе Чертаново.
Сколько еще будет таких проигрышей, в горадминистрации прогнозировать не берутся, зато уже подсчитали расходы, связанные с выплатой компенсаций пострадавшим инвесторам. Напомним, что изначально в бюджет 2011 года на эти цели было заложено 200 млн. руб. Но за неполные девять месяцев сумма выросла больше чем в 19 раз! Летом затраты на расплату с инвесторами были увеличены на 2 млрд. руб., а по осени к ним прибавили еще 1,5 млрд. руб. Но и этих средств вряд ли хватит на всех недовольных!
Суды завалены исками девелоперов, уже потратившихся на контракты (напомним, что только разработка проекта обходится в 10% от стоимости строительства). На днях арбитражный суд обязал взыскать с мэрии сразу 4,85 млрд. руб. по неисполненному договору с «Газпромипотекой». Проект предусматривал снос старых домов и строительство новых в районе Фили-Давыдково.
В дальнейшем выплаты инвесторам вырастут до 15 млрд. руб., подсчитали в Департаменте финансов. «Москве выгоднее заплатить инвесторам по суду, чем браться за реализацию контрактов на не выгодных для города условиях», — заявила глава ведомства Вера Чистова. Проблем с финансированием компенсаций у горадминистрации нет: низкие темпы реализации адресной инвестиционной программы (на сегодняшний день освоено всего 30% из 283 млрд. руб., выделенных на строительство по горзаказу) позволяют чиновникам спокойно заимствовать из этого источника.