Индекс Биг-Мака — неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС). Индекс основан на теории ППС, по которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах (то есть отношение обменных валютных курсов), только вместо корзины берется один стандартный бутерброд, выпускаемый компанией McDonald’s повсеместно.
Делается это для того, чтобы определить реальные обменные курсы валют. В этом году Биг-Мак стоит в России 75 рублей или 2,7 доллара, а в США — 4,07 доллара. Соответственно рубль недооценен на 34%, а один доллар должен стоить 18,5 рубля. Отметим, что годом раннее этот показатель составлял 19 рублей.
Дороже всего приходится платить в Норвегии — там один Биг-Мак обходится в 8,3 доллара. В Швейцарии такой бутерброд стоит 8,06 доллара, в Швеции — около 7 долларов, в Бразилии — больше 6 долларов. Совсем другое положение дел на Востоке. Так, в Гонконге Биг-Мак стоит меньше 2 долларов, в Китае — 2,27 доллара, в Таиланде — 2,35 доллара, а в Египте — 2,36 доллара.
Данные исследования The Economist ведет с 1986 года. Биг-Мак используется экспертами журнала в качестве эталона по двум причинам: McDonald’s представлен в большинстве стран мира, а сам Биг-Мак содержит достаточное количество продовольственных компонентов (хлеб, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным слепком народного хозяйства. Его стоимость в каждой стране зависит от объемов выпуска, цены аренды, сырья, рабочей силы и прочих факторов, поэтому индекс — лучший способ увидеть несоответствие стоимости валют у стран с похожим уровнем дохода, тем более в кризис, когда дорогая валюта особенно невыгодна. Слабая валюта дает преимущество по издержкам и ценам на продукцию.