В новое время государство наконец обратило внимание на вопросы защиты окружающей среды. Однако законодательная база пока старая и отдельные инициативы крупных компаний не находят должного отклика.
Для решения этих задач 30 марта 2011 года председателем Правительства РФ В.В. Путиным было проведено совещание «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России». Ключевыми вопросами данного совещания стали вопросы реформирования государственного управления и совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды.
Данные вопросы не случайно стали предметом обсуждения на совещании Правительства РФ. Основные приоритеты экологической политики России были изложены в Указах Президента РФ более пятнадцати лет назад. Однако никаких существенных изменений в части реформирования действующей системы управления и совершенствования законодательства до настоящего момента не происходило. Ныне существующее природоохранное законодательство РФ является едва ли не наиболее несовершенным и противоречивым во всем комплексе российских законов. Отсутствие систематизации, унификации и кодификации данного законодательства, большое количество подзаконных нормативных актов, дублирование нормативных актов, являющееся следствием дублирования полномочий государственных органов, влекут за собой лишь рост административно-бюрократической нагрузки на природопользователей и вовсе не способствуют реальному снижению негативного воздействия на окружающую среду. Эти и многие другие факторы и послужили причиной проведения совещания в Правительстве РФ.
Выступивший на совещании министр природных ресурсов и экологии Ю.П. Трутнев сообщил о мерах, принятых Министерством в целях реализации законодательных инициатив в области экологической политики. Так, на сегодняшний день Министерством совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовлен пакет из восьми экологических законопроектов. В число приоритетных направлений реформирования экологического законодательства входит и экономическое стимулирование природопользователей, которые используют при осуществлении хозяйственной деятельности наилучшие доступные технологии, позволяющие значительно снизить или устранить возможность негативного воздействия на окружающую среду. Одним из экономических стимулов является освобождение от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов на специализированных полигонах захоронения отходов, обеспечивающих исключение негативного воздействия. В настоящее время указанная льгота закреплена только в подзаконных нормативных актах. Однако, по словам Ю.П. Трутнева, «обнуление» ставок платы за негативное воздействие при условии размещения отходов безопасным способом теперь будет отражено и в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Такая мера позволит исключить возможность неоднозначного толкования надзорными органами природоохранных норм.
Практически все крупные добывающие и перерабатывающие компании в России сталкиваются с претензиями регулирующих органов по поводу негативного воздействия на окружающую среду. Где-то эти претензии обоснованы, где-то даже занижены, но подчас региональные природнадзоры и природоохранные прокуратуры используют свой административный ресурс прежде всего для пополнения региональных бюджетов и укрепления своих позиций в вертикали власти. "Важно не просто увеличивать штрафы, сокращать налоги и вводить адекватную плату за негативное воздействие на окружающую среду. Главное - в целом создать условия, чтобы предприятиям выгоднее было стремиться к внедрению энергоэффективных "чистых" технологий", - считает экс-председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ Наталья Комарова.
Взять, к примеру, Норильский никель. Благодаря предприятию, город попал недавно в десятку самых загрязненных городов мира. Как отмечают в профильном комитете Совета Федерации, уровень загрязнения районов, где расположены предприятия Норильского Никеля, превышает все допустимые нормы. Но предприятие является градообразующим и выполняет серьезную социальную роль. Однако за вред окружающей среде компания платит ежегодно миллионы рублей. Вред этот доказан и никем не оспаривается.
Похожая ситуация с Байкальским Целлюлозно-бумажным комбинатом. В 2010 году Общая задолженность комбината по плате за НВОС составляет более 30 миллионов рублей. Ситуация вокруг экологии на комбинате привлекла недавно даже внимание Председателя правительства РФ.
Претензии по плате за НВОС иногда приходят в совсем специфические компании, далекие от недропользователей – в пивоваренные компании, текстильные предприятия и др.
Но больше всего претензий у Росприроднадзора к нефтяным, нефтехимическим, газовым и др. гигантам. За сжигание попутного газа платят все нефтяные компании – Лукойл, Башнефть, Газпромнефть, Роснефть. Волгоградскому Каустику предъявили претензии в прошлом году более чем на 370 миллионов рублей Каустик занижал размеры обязательных платежей в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду. На протяжении 2007-2009 годов руководство Каустика предоставляло в Нижнее-Волжское управление Ростехнадзора недостоверные данные о классе опасности и объемах, образующихся на промышленных предприятиях опасных отходов.
Но даже суммы в 300-400 миллионов рублей выглядят смехотворно, по сравнению с теми претензиями, которые были выдвинуты по отношению к компании Газпром нефтехим Салават – 3 миллиарда рублей http://www.oilru.com/news/256411. Откуда взяли такие беспрецедентные цифры?
Проблема обращения с отходами производства всегда являлась актуальной. До настоящего времени технологии переработки и окончательной очистки больших объемов токсичных отходов, которые бы отвечали санитарным требованиям и были бы экономичны, фактически не разработаны. В качестве альтернативного способа обезвреживания стоков у нас в стране и за рубежом получил развитие способ захоронения в глубокозалегающие геологические формации (водоносные горизонты). Возникнув в США в начале ХХ века, он получил там широкое распространение, особенно в связи с закачкой отходов химической, нефтехимической и фармацевтической промышленности.
На терриории СССР в 60-70е года были произведены масштабные испытания «мирного атома». Было произведено порядка 120 подземных ядерных испытаний. В последствии проект закрыли из-за соглашения с США. Но объекты, подчас носящие очень лирические названия - кама или лира остались. И на многих из них советские власти открыли полигоны по размещению радиоактивных или нефтехимических отходов.
За более чем 50-летний период эксплуатации имеющихся в России 19 полигонов установлено, что захоронение отходов химических производств экономически и экологически целесообразно осуществлять именно путем закачки в глубокие горизонты недр. Судьба многих таких полигонов до сих пор продолжает будоражить умы отдельных чиновников. К тому же некоторые из них сейчас принадлежал крупных корпорациям, таким как Башнефть или Газпром.
Объект «Кама-1» (по которому и выдвигаются многомиллиардные претензии) был создан в 1974 году по решению Совета Министров СССР для обеспечения возможности безопасного захоронения высокотоксичных отходов, образующихся при осуществлении производственной деятельности и не подлежащих дальнейшей переработке. На данном полигоне происходит захоронение высокотоксичных отходов производства гептила (ракетного топлива). Технологическое решение, положенное в основу при создании полигона, предусматривает размещение отходов в глубоких горизонтах недр на глубине 1880-2350 м, что обеспечивает надежную изоляцию отходов от внешней среды. Результаты ежегодно проводимого экологического мониторинга объекта «Кама-1» уже на протяжении нескольких лет подтверждают высокую надежность полигона в плане обеспечения экологической безопасности территории, на которой он расположен.
Все вышесказанное прямо указывает на отсутствие какого-либо негативного воздействия на окружающую среду при размещении отходов на подобных специализированных полигонах, изначально предназначенных для предотвращения возможности причинения ущерба окружающей среде, в связи с чем плата за размещение отходов на объекте «Кама-1» ни разу с начала его эксплуатации (то есть с 1982г.) с предприятия (тогда еще Салаватнефтеоргсинтез) не взималась. Более того, освобождение от взимания платы при размещении токсичных отходов на специализированных полигонах прямо предусмотрено в нормативных актах Минприроды РФ.
Однако по мнению Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, плата за негативное воздействие на окружающую среду совсем необязательно должна быть связана с негативным воздействием. Единственным основанием для взимания указанной платы, с точки зрения Росприроднадзора, является само действие – размещение отходов, а единственной функцией данного платежа - пополнение местных бюджетов. Во многом, именно эта цель и сподвигла башкирский Росприроднадзор обратиться в Арбитражный суд РБ с иском о взыскании с ОАО «Газпром нефтехим Салават» (владелец объекта Кама-1) сначала 42 млн., а потом и всех 3 млрд. 256411 рублей так называемой задолженности предприятия по плате за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое размещением отходов на объекте «Кама-1».
По отчетам, которые признают в самом Росприроднадзоре, Газпром нефтехим Салават регулярно вносит плату за те виды деятельности, которые действительно оказывают негативное воздействие на окружающую среду. А политика местного Росприроднадзора ведет скорее не к улучшению экологической ситуации в регионе, а к прямому банкротству предприятия. Ведь по российскому законодательству предприятие может быть признано банкротом если сумма признанных штрафов превышает его прибыль. А чистой прибылью в 3-6 миллиардов рублей в России может похвастаться не всякое крупное предприятие в нашей стране.
«Удушение» бизнеса со стороны Ростехнадзора, росприроднадзора, МЧС мы привыкли наблюдать в мелком и среднем бизнесе, когда рестораны, магазины, склады просто не могут работать из-за коррупционной составляющей в отдельных ведомствах. «Не надо кошмарить бизнес» - как раз про это. Однако столь серьезные претензии к градообразующему предприятию уникальны. Гапром нефтехим Салават является единственным в России производителем гептила. Гептил, отходы производства которого размещаются на объекте «Кама-1», как основной компонент жидкого ракетного топлива применяется не только в интересах Роскосмоса, но и в интересах других ведомств (Минобороны, ГК «Росвооружение»). Пытаясь пополнить бюджет за счет взыскания с Газпрома платы за негативное воздействие на окружающую среду, Росприроднадзор не только срывает поставки гептила по государственным контрактам, заключенным с Федеральным космическим агентством и Минобороны. Компании приходится автоматически включать в будущую стоимость гептила все штрафы по объекту, где производится размещение отходов производства гептила. «Это общемировая практика», - сообщил источник в Компании.
Хотя есть и еще один вариант. Гептил производится не только в России, но и в Китае. И вполне возможно, что китайская цена будет намного ниже. И тогда уже Минобороны и Роскосмосу придется выбирать – или покупать и экспортировать российское топливо или экономить и идти к Китайцам. А между тем китайские производители гептила не обременяют себя поиском наилучших технологий размещения отходов производства и подчас попросту сливают всё в реки, такие как Амур, к примеру, которые приносят все в Россию. Так что вполне возможно, что в ближайшем времени китайский гептил окажется не только в российских ракетах, запускаемых в космос.
Так в чем смысл природоохранной деятельности башкирских экологов. Получить те же самые отходы, но не в изолированных полигонах, а в реках и водоемах, но уже в Сибири, на Дальнем Востоке? Потерять стратегическую инициативу в космосе? Оставить тысячи людей без работы? «Налог на воздух – налог из воздуха», что и не говори.