Всем давно навязла в зубах фраза о никудышном российском инвестиционном климате. Из-за него кругом сплошные загадки: нефть растет в цене, а ВВП остается прежним, экономика тем не менее растет, а капиталы бегут. «Инвестиционный климат» – это уже пароль без отзыва. Но ведь можно задать простенький вопрос: а что, собственно, изменилось в 2011 году по сравнению с 2010? И многое становится яснее, потому что главное новшество – увеличение социальных платежей предпринимателей с 26 до 34%. А из 34% именно 26% должны идти в Пенсионный фонд. Поэтому тема «реформы пенсионный системы» сегодня центральная.
Что же предлагают эксперты? Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики и руководитель экспертной группы, предложила вслед за налоговыми коллегами снизить пенсионные страховые взносы. Правда, не так радикально: не на 8 (см. «Аркан Назарбаева», 28 апреля), а на 4-6%.
Сейчас дефицит пенсионной системы оценивается в 3-4% ВВП, предлагается к 2030 году снизить его до 0,5%. Эксперты называют три шага к достижению этой цели. Первый – повышение порога страхового платежа. Если сейчас он взимается с фонда оплаты труда не выше 463 тыс. руб. с одного работающего в год, то предлагается впредь брать платежи с суммы в 660 тыс. руб. Напомним, налоговые эксперты, как и Минфин предлагают повысить порог до миллиона или даже полутора миллионов рублей, или вовсе снять порог, что, естественно, приведет к ужесточению нажима на компании с высокооплачиваемыми сотрудниками. Однако, по расчетам Малевой, уже этот шаг сократит дефицит пенсионной системы на 0,5% ВВП.
Второй шаг – увеличение срока трудового стажа, позволяющего рассчитывать на базовую трудовую пенсию (сегодня 8 800 рублей), с нынешних 5 лет до хотя бы 10-15. Это должно подтолкнуть работающих к выходу из теневого сектора. Сейчас в «тени», по данным Росстата, работает не менее 20% всех занятых. Итог: еще одно снижение дефицита Пенсионного фонда на 0,5% ВВП.
Но главный экспертный козырь в увеличении пенсионного возраста – до 63 лет для мужчин и женщин. Произойти это должно не сразу, а поэтапно (по полгода в год) к 2030 году. Это придаст пенсионной системе еще до 2% ВВП.
Кстати, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов готов продолжить тему. Он считает, что с учетом неминуемых успехов здравоохранения пенсионный возраст со временем стоит довести до 68 лет.
Становится все яснее, к чему готовиться – старость ждет практически каждого. Правда, для этого еще должно повезти. Отличие России от развитых стран в том, что старость твердо ассоциируется с бедностью. Тем, кто хочет развести свою старость с бедностью, придется, как предлагают эксперты-2020, в обязательном порядке платить индивидуальные взносы на пенсионное страхование. Страх старости не помеха – была бы пенсия. Хорошая и немаленькая.