“Мы наблюдаем спрос на качество”
— Владимир Николаевич, во время кризиса многие игроки на рынке загородного жилья начали экономить на качестве материалов и технологий. Почему “Зодчий” не стал этого делать?
— Потому что мы живем не только сегодняшним днем, но думаем еще и о будущем. Дома стоят не один год и даже не одно десятилетие. И мы хотим, чтобы наши дома были эталоном качества. Хотя вы правы: с 2009 года цены на дачные дома “замерзли” и даже упали. Не секрет, что большинство строительных компаний экономят расходы за счет снижения качества материалов. Некоторые даже решились на конструктивные изменения проектов, которые приводят к снижению надежности дома. Это временщики. Для многих малых фирм и индивидуальных предпринимателей сиюминутная выгода оказалась важнее качества и доброго имени. Для нас же важна наша репутация. Поэтому мы выбрали другой путь — удержать цены за счет увеличения оборота. Мы — крупная компания: конечно, нам помог большой оборот. Мы рискнули и оказались правы, что не свернули с выбранного пути. Сегодня мы наблюдаем большой спрос на качество, и он будет расти. Здорово, что “Зодчий” пережил кризис без потери качества и имиджа.
— Что компания сегодня предлагает клиентам?
— Сейчас в нашей продуктовой линейке около 80 базовых моделей домов. Но наши проектировщики по желанию заказчика могут дополнить проекты новыми опциями либо вообще разработать индивидуальный дом.
— Какие проекты наиболее популярны?
— Среди коттеджей с отрывом лидируют каркасные дома и дома из клееного бруса общей площадью 100—130 кв. м. С доставкой, монтажом “под ключ” он стоит чуть более 1,5 млн. руб. Среди дачных домов чаще всего покупают домик 6х6 м из клееного бруса стоимостью от 380 до 600 тыс. руб. в зависимости от комплектации.
— Что нового приготовили для стартовавшего дачного сезона?
— 5 лет назад мы отказались от щитового домостроения, самого дешевого типа строительства на загородном рынке. Но в этом году по настоятельным просьбам клиентов мы вернулись к выпуску бюджетных и качественных щитовых домиков. Для этого наши проектировщики разработали целую линейку одно- и двухэтажных домов серии “Дачник”. Она представлена тремя вариантами домов различной комплектации от 15,89 кв. м до 30, 86 кв. м. Цены — от 110 до 200 тыс. руб. Помимо этого мы расширяем линейку коттеджей. На наших выставочных площадках уже сейчас можно увидеть и купить два новых дома — “Любава” и “Сварог”.
— Чем они отличаются от остальных?
— Пожалуй, архитектурой. Технология используется одна и та же — каркасная. Знаете, может показаться странным, но мы даже благодарны кризису: он мобилизовал нас и подтолкнул к реорганизации. В этом году мы запустили несколько новых производственных линий, поставили дополнительные современные сушильные комплексы, перешли на обработку конструктива в заводских условиях.
“От просушки дерева зависит долговечность дома”
— А как у вас построен весь процесс?
— У “Зодчего” все свое! И в этом наша сила и слава. Мы — компания полного цикла. У нас свой лес, мощная производственная база, свои проектировщики, технологи, мастера, строители, продавцы. Мы гарантируем качество, потому что все делаем сами. Вся продукция проходит четыре этапа контроля. По отделочным материалам и утеплителям мы работаем с компаниями мирового уровня. Мы принципиально не работаем с теми партнерами, кто предлагает дешевую некачественную продукцию.
— А какой лес вы используете?
— Мы используем лес хвойных пород (ель и сосна) Костромской, Архангельской и Вологодской областей, который заготавливается исключительно зимой на весь строительный сезон. Не всем это по карману.
— Почему так ценится лес зимней рубки?
— Зимой в дереве останавливается сокодвижение, и оно уже по определению более сухое и прочное. Раньше наши предки все деревья для срубов заготавливали только зимой. Бревна потом могли по два-три года отлеживаться, сохнуть. Летом никому и в голову не приходило валить лес. Сегодня, если материала не хватает, рубят и летом. Ведь обмануть покупателя легко. Мы же своих клиентов уважаем. Такого качества материалов, которого добиваемся мы, по такой цене на рынке крайне мало. Далее пиломатериалы и заготовки поступают на домостроительный комбинат в Подмосковье.
— Что выпускает подмосковное предприятие?
— Там расположены линии по выпуску домов (от маленьких бытовок, садовых домов до больших двухэтажных коттеджей), цех по производству профилированного бруса, кровельный, столярный цех (большое разнообразие дверей, лестниц, ограждений, окон от простых до деревянных стеклопакетов премиум-класса). Добавлю, что на наших заводах установлены современные немецкие сушильные комплексы, которые позволяют высушить пиломатериал до 8—12% влажности. Это очень важный момент. Ведь от качественной просушки дерева зависит долговечность дома. Второй важный фактор — во время сушки все пороки дерева (плесень и грибки) уничтожаются. Мы — одна из немногих российских компаний, которая выпускает качественный сухой материал, в частности клееный брус.
“Клееный брус по цене строганого”
— Поясните, что такое клееный брус?
— Это стеновой материал из массива древесины, состоящий из сухих досок (ламелей), которые склеиваются под прессом. При изготовлении используется экологически чистый немецкий клей четвертого класса водостойкости. Материал не требует никакой отделки снаружи и внутри. Стабильность качества обеспечивается немецким оборудованием и соблюдением технологии изготовления.
— А если сравнить клееный брус с обычным, строганым? В чем преимущества?
— Клееный брус — это долговечность и красота. По сравнению со строганым брусом его срок службы увеличивается на 100%. Это если за домами регулярно и правильно ухаживать. Если жилое здание не обслуживать (не обрабатывать), то клееный брус долговечнее строганого в три раза. Во-вторых, строганый брус со временем все равно трескается и приходится его обшивать. Клееный брус этого не требует. К тому же дома из этого материала получаются более теплыми.
— Насколько он дороже?
— На рынке клееный брус, изготовленный по современной технологии, дороже строганого минимум в 2 раза.
— Тогда почему вы продаете дома, изготовленные из клееного бруса по цене строганого?
— Да, в рамках нашей спецакции все дома из клееного бруса продаются пока по цене строганого. Мы пошли на колоссальные убытки по двум причинам. Во-первых, в период кризиса нам нужно было по максимуму загрузить мощности нашего предприятия, чтобы поддержать обороты. Во-вторых, мы экономим на затратных гарантийных работах. При монтаже домов из клееного бруса проблемы отсутствуют. Но сейчас трудные времена позади, спрос на клееный брус необычайно высокий. Люди прекрасно понимают, что за такую цену клееный брус нигде не купят. Поэтому этой акции недолго осталось жить. И еще — “Зодчий” занимается изготовлением клееного бруса более 4 лет, поэтому мы с уверенностью даем на такие дома увеличенную гарантию.
— А почему компания не отказалась от строганого бруса?
— Мы бы и рады полностью перейти на продукцию из клееного бруса, но не хотим сужать продуктовую линейку для наших клиентов.
— Одинаковые цены на клееный и строганый брус — это главная спецакция “Зодчего”? А на какие другие приятные подарки могут рассчитывать ваши клиенты?
— В стоимость наших домов включена бесплатная доставка. Наша компания также берет на себя проживание строительной бригады. Не секрет, что маленькие компании пытаются на этом заработать. У нас регулярно проводятся спецакции. А главное — мы никогда не требуем предоплаты. Все расчеты производятся после сдачи объекта.
— Сколько по времени занимает монтаж дома?
— От одного дня до двух с половиной месяцев в зависимости от объекта.
— Часто ли клиенты обращаются с рекламациями?
— Иногда бывает. Но по сравнению с 2008 г. количество обращений к нам сократилось в 2,5 раза. Этого удалось добиться за счет повышения качества стройматериалов и профессионализма строителей. При этом мы не просто находим профессионалов, мы их обучаем. Ни одна рабочая бригада не выедет к заказчику, пока не освоит наш технологический процесс и не пройдет, если это необходимо, обучение.
“60% клиентов приходят повторно”
— Откуда приходят клиенты?
— Мы даем рекламу в печатных СМИ, в Интернете. У нас 4 выставочные площадки в Москве: м. “Южная”, м. “Тушино”, м. “Волгоградский проспект” и Ярославское шоссе (территория МГСУ). Более подробно можно прочитать на нашем сайте www.zod.ru. Интересно, что более 60% клиентов, которые покупают дома у нас, приходят либо по рекомендациям родственников, друзей и знакомых, либо за повторными заказами: поставить баню, гостевой дом или купить дом себе после того, как приобрели для родителей. Мы расцениваем этот факт как важный показатель нашей работы.
— Продаете ли вы загородные дома в кредит?
— Да, на наших площадках работают представители Кредит-Европа Банка, Алтайэнергобанка и Россельхозбанка, которые предлагают покупателям кредитные программы. Причем процентные ставки по этим продуктам вполне рыночные. Сейчас мы ведем переговоры с другими банками. Есть планы и по ипотеке.
“Дешевое жилье не бывает качественным”
— Как бы покупали загородный дом вы?
— Я бы первым делом выбрал серьезную строительную компанию, которая бы дорожила своим именем на рынке. Только тогда можно быть уверенным в качестве строительства. Выгода очевидна — заказывая у профессионалов, я не трачу время и деньги, свою энергию на строительство дома. Во-вторых, получаю жилье солидного качества в сжатые сроки. Я бы не спешил с покупкой, походил бы по выставочным площадкам, посмотрел своими глазами на дома, полистал каталоги и почитал отзывы.
— Что бы вы порекомендовали потенциальным покупателям загородного жилья?
— Перестать гнаться за дешевизной и реально смотреть на вещи. Так вот, сэкономив при покупке дома у фирм-однодневок 10—15% суммы, люди потом теряют огромные деньги на ремонтах и дальнейшем обслуживании дома. Как показывает практика, скупой платит дважды.
Качество строительства во время кризиса заметно просело. Многие малые фирмы отчаянно экономят на всем: строят дома из “сырой” древесины, уменьшают сечение несущих конструкций, нанимают гастарбайтеров, а не строителей, переходят на дешевую китайскую стекловату. Но люди покупают этот полуфабрикат, потому что смотрят на цену, забывая о здоровье, надежности и комфорте. Нужно помнить, что самое дешевое жилье не бывает качественным.