Сегодня интернет-услуги стали неотъемлемой частью практически любого банковского предложения. Конечно же, существуют весьма ощутимые различия по предоставляемому функционалу. Минимальный набор, в котором отображаются остатки по счетам и есть возможность осуществлять внешние переводы, стал рядовой услугой. Самые продвинутые банки предлагают весьма широкий набор функций, включающий несколько счетов, возможность совершения покупок банковских продуктов и инвестиционных инструментов, валютные конвертации и переводы, самостоятельное регулирование лимитов, установки списка постоянных операций, отслеживание текущей рыночной стоимости инвестиций и т.д. “Единственным препятствием к массовому использованию данной услуги является недостаточная технологическая и финансовая грамотность населения. Здесь одной из основных задач банков является просветительская функция. Когда-то и использование пластиковых карт было в новинку. Тем не менее наиболее прогрессивная часть клиентов банков активно пользуется данной услугой”, — говорит руководитель департамента развития бизнеса ФГ БКС Станислав Хализов.
Образовательная работа с клиентами приносит плоды. К примеру, за 2010 год количество пользователей системы интернет-банкинга Raiffeisen Connect увеличилось на 37% и составило 462 тыс. чел. “Мы объясняем клиенту преимущества использования интернет-банкинга перед другими продуктами и услугами. Если ему необходимо накопить денежные средства, мы рассказываем, какие возможности для этого предоставляет наша система (открыть, пополнить, закрыть депозит), клиентам, которые привыкли на регулярной основе следить за движением средств по счету, удобнее и быстрее просматривать свои счета через Интернет”, — отметил Андрей Степаненко, член правления Райффайзенбанка. ВТБ24 стимулирует клиентов уходить в Сеть более низкими комиссиями или вовсе их отсутствием. Процентные ставки по вкладам, открытым в Интернете, чуть выше, чем по вкладам, открываемым в офисе госбанка. Там также ввели систему поощрения в виде бонусов, которые позволяют бесплатно обслуживаться в системе. “У нас действует система скидок и специальных предложений. Это, к примеру, значительные скидки на антивирусное программное обеспечение, скидки от наших партнеров на приобретение мобильных устройств”, — объясняет начальник отдела дистанционного банковского обслуживания ВТБ24 Елена Дёгтева.
Сейчас в Интернете можно проводить те же самые операции, что и в отделении банка, при этом нет необходимости ехать в отделение. В большом городе в течение рабочего дня на это зачастую банально нет времени, а выходные хочется потратить с большим толком. Погашение кредитов, переводы с одного счета на другой, платежи за квартиру и мобильный телефон, размещение срочных депозитов — все это можно делать в Интернете. Можно даже устанавливать инструкции для платежей с будущей датой и для регулярных автоматических платежей. В Citibank-Online клиенты размещают операции по кредитной карте в программу рассрочки со сниженной процентной ставкой. “Необходимо обращать внимание на удобство использования: здесь очень важно, чтобы предлагаемый пользователю интерфейс был понятен. Кстати, еще одно преимущество совершения операций через интернет-банк: более низкие комиссии за операции”, — говорит Хализов.
Наряду с более низкими тарифами банки предлагают клиентам все новые услуги. В ВТБ24 в начале апреля запустили услугу SMS-оповещения в модифицированном виде. Этот вид сервиса стал безлимитным. Услугу стало возможно самостоятельно подключить и оплатить в любом банкомате банка. Это наиболее актуально для держателей пластиковых карт, которые хотят быть в курсе всех операций по своей карте. Сбербанк-онлайн обновил интерфейс, введены новые получатели для платежей с карты, реализована возможность открытия/закрытия вкладов, предоставляются услуги по счетам ДЕПО (ценные бумаги и ценности, передаваемые на хранение в кредитные учреждения, которые могут являться обеспечением полученной ссуды. — “ЭВ”). “В марте мы предложили нашим клиентам сразу две новые услуги — возможность оформить заявку на открытие и пополнить свои депозиты, а также посетить новый раздел “Предложения для Вас”. Теперь наши клиенты могут не только оперативно узнать о новых индивидуальных предложениях от банка, но и сразу оставить заявку на их получение”, — отмечает Степаненко из Райффайзенбанка.
Для того чтобы интернет-банкинг стал более массовым, возможно, понадобится чуть больше времени, чем кажется. Людям старшего поколения до сих пор сложно даже научиться пользоваться банкоматами, и они до сих пор штурмуют отделения банков, чтобы снять деньги с карточки. Однако прогресс не остановить. Тем более что проще выполнять все операции из дома, чем подстраиваться под режим работы отделений. Помимо возможности оперативно совершать платежи все операции защищены сложной системой безопасности. Банкиры советуют клиентам уточнять, какие операции выполняются бесплатно, а за какие нужно платить. В Сбербанк-Онлайн придется заплатить 0,5% за оплату услуг ЖКУ, 1% за платежи “Мосэнергосбыту” и столько же за все платежи, совершенные по свободным реквизитам. В ВТБ24 деньги берут только за переводы на свои счета или на счета третьих лиц в другие банки. “У нас нет платных операций, за исключением валютных переводов. Хотя комиссия за валютный перевод, проведенный клиентом через интернет-банкинг, в два раза меньше комиссии, если бы клиент делал данный перевод через отделение или колл-центр”, — говорит руководитель подразделения электронного бизнеса Ситибанка Мария Лагутина. По ее словам, для привлечения клиентов в банке отменили комиссию за осуществление рублевых переводов.
Банки также уделяют внимание и самому интерфейсу, в котором можно совершать платежи. Он должен быть удобным и понятным. Учитывая, что снижение тарифов идет примерно одинаковыми темпами у всех конкурентов, удобство совершения платежей будет играть важную роль при выборе банка. Очевидно, что все новые предложения банков будут привлекать в первую очередь тех, у кого совершенно нет времени в течение рабочего дня. Другая же часть населения будет по привычке ездить по банкам, думая, что так надежнее. На самом деле это не так. Все данные по операциям остаются в системе банка, и, кроме того, можно сделать распечатки о транзакциях. “С активным проникновением Интернета, а также современных устройств (мобильных телефонов, планшетных компьютеров) развивается и спектр каналов взаимодействия клиента с банком — будущее за теми банками, которые развивают свое дистанционное обслуживание и предлагают своим клиентам разные каналы взаимодействия с банком (банкоматы, интернет-банк, мобильный-банк, терминалы)”, — резюмирует Дёгтева.