Задуманные для благого дела — стимулирования прежде всего инновационного развития — налоговые льготы либо попросту не используются из-за сложности их реализации, либо неэффективны. Зато рост в этом году социальных платежей с 26% до 34% поставили многие малые и средние предприятия на грань банкротства. Даже в фонде “Сколково”, изначально задуманном как налоговый рай, предоставляемые льготы пока не ведут к задуманной модернизации.
По оценке ФНС, всевозможные налоговые и близкие к ним по фискальному духу таможенные льготы “весят” уже 1 трлн рублей в год. Это немало — около 9% от расходной части федерального бюджета-2011. К тому же, по мнению тех же налоговиков, их администрирование год от года становится все либеральнее и либеральнее. Например, в 2010 году фискалов на выезд вызывали лишь в 8,5 случая на 1000 всех проверок (или 1% из всех налоговых проверок). Для сравнения: в США — 2%, Швеции — 5%, Норвегии — все 7%. Конечно, из-за резкого (в разы) снижения выездных проверок улучшилось качество “обысков” — сумма начислений на одну проверку существенно подросла. Но все же не случайно в конце прошлого года Михаил Мишустин, глава ФНС, отмечая двадцатилетие российской налоговой системы, взял на себя обязательство превратить свое ведомство из фискального в “сервисное”. А саму отечественную налоговую систему ФНС называет не иначе как “самой либеральной”. И в какой-то мере фискалы правы: общее налогообложение в России не самое высокое в мире (см. график №1).
Но почему-то льготы, как признают в самом ФНС, не срабатывают, и вообще многие из них даже не используются на практике. Например, чтобы не брать денег с НИОКРов, налоговый инспектор должен разбираться в них не хуже нобелевского лауреата. Что, естественно, невозможно. Поэтому ФНС и просит законодателя максимально формально определиться с правилами применения льгот. А пока этого нет, даже в фонде “Сколково” не знают, как применять льготы резидентам при уплате тех же социальных платежей. Так что даже любимому проекту президента Дмитрия Медведева далеко для налогового рая.
А что делать остальным, не допущенным даже на его порог? Вообще-то глава Минфина Алексей Кудрин давно предлагает льготы отменить, а взамен обеспечить всем налогоплательщикам одинаковые либеральные налоговые правила. Однако нынешние 34% социальных сборов просто убивают российский бизнес. И даже предложения Минфина по снижению ставки до, возможно, 28% в 2012 году ситуации, похоже, не спасают (см. таблицы). Не случайно зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров назвал вчера новации Минфина “опасными”.