Правило первое: никому не верить
“Все лгут”, — любил повторять доктор Хаус из одноименного сериала и был абсолютно прав. Лгать может продавец: “Вам так идет этот костюм!”, ценник: “Скидка 70%”. И даже собственный разум: “В начале января тебе особенно нужна розовая футболка с короткими рукавами”. Сохранять ясность сознания в потребительском порыве — дело нелегкое. Особенно когда против обычного покупателя войной выходят отряды маркетологов со своими штучками: громкой музыкой в торговых залах, призывными ценниками, горами товаров.
И еще немного о лжи: если в магазине вас уверяют, что товар, купленный со скидкой, возврату и обмену не подлежит, то скорее всего вас разводят. В надежде на то, что, очнувшись у себя дома с двумя пакетами ненужных вещей и без денег, вы не побежите возвращать покупки.
ЭКСПЕРТ “МК” Олег Фролов, юрист Общества защиты прав потребителей:
— Как правило, продавец лукавит, утверждая, что распродажный товар не подлежит возврату и обмену. Это действительно так лишь в одном случае — если вы покупаете вещь с браком. Но и тут есть нюансы. Например, вы приобретаете кофту, у которой нет части пуговиц. Это недостаток, который снижает стоимость вещи. Но если в процессе носки одежда “поехала” по швам, то вы можете вернуть свои деньги. Дело в том, что магазин уведомил об одном типе брака. А во время эксплуатации выяснился совсем другой. Поэтому при покупке уцененного товара стоит обязательно добиться от продавца письменного указания дефекта.
Правило второе: спокойствие. Только спокойствие
Именно поэтому психологи рекомендуют не ходить по магазинам на голодный желудок. Пустоту в желудке человек может заполнить покупкой непродовольственных товаров. Причем не отдавая себе в этом отчета. Как уж тут удержаться при виде горы маечек-кофточек? Впрочем, гуру выгодного шопинга рекомендуют: если уж занесла нелегкая на новогоднюю распродажу, то не стоит размениваться на мелочи. У ритейлеров остается немного времени, чтобы освободить торговые залы для весенних коллекций. Грех не воспользоваться этим обстоятельством.
ЭКСПЕРТ “МК” Татьяна Охотникова, fashion-консультант:
— Предновогодние распродажи зачастую являются маркетинговым ходом. Если не хотите портить себе настроение — не отклеивайте наслоения ценников на этикетке понравившейся вещи. Иначе можете выяснить, что вожделенные джинсы с 40%-ной скидкой в декабре стоят больше, чем по номиналу парой месяцев ранее. Увы, такое бывает. Последние дни декабря — пик продаж во всех сферах ритейла, в это время покупатели с руками отрывают то, что не купили бы никогда в обычное время. Поэтому не стоит обижаться на магазины, которые спешат воспользоваться праздничной истерией.
Другое дело — посленовогодние распродажи. Как ни крути, в первых числах января покупателей в магазинах становится меньше в разы. Поэтому торговцам действительно приходится снижать цены. Это хорошее время, чтобы пополнить гардероб. Но стоит помнить, что копеечный трикотаж можно купить и на летних сейлах. В отличие от “инфраструктурных” вещей типа верхней одежды, теплой обуви и толстых свитеров. Они всегда дороже, хотя бы в силу больших трудозатрат на их изготовление. Поэтому на распродажах стоит смотреть в будущее — и покупать именно ту одежду, которую не сможете приобрести по столь привлекательной цене в ближайшие полгода.
Правило третье: знать, чего хочешь
Джинсы на размер меньше — опаснейший предмет гардероба. Купленные с расчетом похудеть к лету, они становятся красной тряпкой, вызывающей раздражение по отношению к собственной персоне. Действительно, как уж тут сохранять умиротворение, если твое тело не соответствует лекалам, по которым сшит кусок материи? Единственный способ избежать комплексов — четко понимать цель, с которой переступаешь порог торгового центра. Инспекция гардероба и составление подробного списка нужных вещей поможет избежать ненужных покупок.