В 2010 году количество субъектов малого бизнеса, которые уплачивают налоги по общей системе налогообложения, возросло на 1 млн единиц. По мнению директора Департамента по законодательству ТПП РФ Сергея Васильева, это свидетельствует о том, что обороты у многих предприятий выросли и они уже не могут применять специальные налоговые режимы. Однако, как считают некоторые эксперты, нельзя однозначно говорить о том, что этот фактор свидетельствует об оздоровлении ситуации. У части компаний оборот вырос в силу роста их затрат, связанных с инфляцией, увеличением тарифных платежей. О том, что ситуация далека от благополучия, свидетельствует и такой факт: в структуре всех налоговых платежей на малый бизнес приходится всего 2%. А это, в свою очередь, приводит к тому, что государство обращает недостаточное внимание на такого скромного налогоплательщика. Это выразилось в том, что в 2010 году, несмотря на существенные изменения в налоговом законодательстве, оживления малого бизнеса не произошло. Ситуация стала еще хуже. Как пояснил Сергей Васильев, Минфин старается сократить для малого предпринимательства область применения специальных налоговых режимов. И, к сожалению, 2010 год не стал в этом направлении прорывным.
Эксперты уверены, что в следующем году сектор ждут новые потрясения. Главный риск состоит в том, что с 1 января 2011 года основная масса малых фирм будет платить страховые взносы в размере 34%. Для многих предприятий эти платежи возрастут в 2,4 раза! Такая ситуация не могла не вызывать тревогу, поэтому ТПП РФ, предпринимательские объединения обращались в Государственную думу, в другие инстанции с предложением о введении переходного периода до 2014 года для того, чтобы бизнес мог подстроиться под новую ситуацию. Удалось такой режим ввести только для IT-компаний, расположенных в технико-внедренческих зонах.
Закон о замене ЕСН на страховые выплаты перечеркивает все решения последних лет, направленные на улучшение положения малого бизнеса. Кроме увеличения фискального бремени увеличивается и административный. Если раньше проверки осуществляла налоговая инспекция, то теперь получают право проверять предприятия Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. В итоге предприниматели вынуждены тратить значительную часть своих усилий на работу с многочисленной армией контролеров.
Как cчитают специалисты, когда в бизнес-сообществе возникла дискуссия по поводу перехода с ЕСН на страховые платежи, представители малого бизнеса включились в нее с опозданием и с недостаточным количеством аргументов. В результате не были достигнуты в полной мере нужные результаты. Хотя выгода по наполнению бюджета от перевода бизнеса на новую форму налогообложения вызывает сомнения. Сегодня остается надеяться лишь на то, что в процессе опробования новой системы появятся факты, которые позволят продолжить начавшийся разговор. И в конце концов внести коррективы в нее.
Однако усилия по изменению политики государства в этом вопросе все же не прошли бесследно: в своем послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение правительству разработать законопроект о введении переходного режима для части малого бизнеса. По оценке ТПП РФ, эта мера коснется примерно 20% малых предприятий. Как считают специалисты Торгово-промышленной палаты, данное предложение главы государства должно коснуться всего малого бизнеса, за исключением малых предприятий в сфере торговли.
Несмотря на эту подвижку, в целом государство по-прежнему не считает малый бизнес важной частью своей экономической политики. Об этом, в частности, свидетельствует появившийся в середине 2010 года проект по кардинальному изменению всей системы налогообложения малого и среднего бизнеса. Предложенная редакция сильно ущемляла его интересы. Уже с 2011 года предполагалось существенно урезать количество видов деятельности и количество предприятий, имеющих право на использование специальных налоговых режимов. Хотя сохранялась система патентов, но критерии для их получения ужесточались, их могли получать предприниматели с численностью работников до 15 человек.
Как сообщил Сергей Васильев, пока удалось заблокировать эти и некоторые другие нормы, ущемляющие интересы малого бизнеса. Более того, на комиссии под руководством вице-премьера Игоря Шувалова был внесен в протокол ряд положений в пользу малого бизнеса.
Остается актуальным и вопрос об упрощенной системе налогообложения. В свое время стоило больших усилий изменить порог перехода на нее по валовой выручке с 20 млн. руб. до 60 млн. руб. Это изменение сыграло большую роль в период кризиса. Но сейчас видно, что уже 60 млн. руб. недостаточно. Поэтому представляется актуальным до начала 2013 года увеличить эту цифру до 100 млн. руб., полагает Сергей Васильев. А если вести речь об инновационных компаниях, то, возможно, это сумму следует поднять и до 300 млн. руб.
По мнению многих предпринимателей, малому бизнесу в 2011 году предстоят нелегкие испытания. Правительство уверяет, что кризис завершился, и под этим предлогом свертывает меры поддержки, увеличивает налоговую нагрузку. Однако бизнесмены практически единодушны в своем мнении: кризис продолжается. В то же время макросреда для деятельности малых предприятий остается неблагоприятной, кредиты по-прежнему недоступны, налоговый режим неудовлетворителен и лишь ужесточается.
Потенциал роста, заложенный в малом бизнесе, очень велик. И если создать условия для его развития, то он может дать государству доходов неизмеримо больше, чем сегодня. В Европе на него приходится 70—80% ВВП. Российское же государство де-факто проводит политику по ужесточению условий для деятельности сектора. Вместо того чтобы проводить курс на всемерное увеличение налогооблагаемой базы, оно ужесточает фискальную нагрузку на него. Тем самым заставляя предпринимателей либо сворачивать деятельность, либо искать обходные возможности, которые бы смягчили последствия от этих действий. Как заметил один из бизнесменов, нет сомнений, что бизнесу это удастся, уже сейчас в Интернете он насчитал 23 способа, как смягчить последствия введения страховых платежей. Но неужели это верный путь?