“Стремление все контролировать и делать самостоятельно не дает расти”

Как из малого бизнеса сделать большой?

Начиная свое дело как малый бизнес, многие предприниматели навсегда остаются в его рамках. А некоторые, напротив, достигают вершин в своей сфере. Именно с таким человеком побеседовал “МБ”.

Как из малого бизнеса сделать большой?

Игорь Гуржуенко начал свой деловой путь еще на заре перестройки. Его первый бизнес начинался с разработки и создания электронных табло для отображения информации. Теперь его компания — ведущий российский поставщик материалов и оборудования для производства практически всех видов рекламной продукции. В числе клиентов его компании — производители наружной, интерьерной и сувенирной рекламы по всей России, а также множество других предприятий. В разговоре с корреспондентом “МБ” патриарх российского рынка рекламных поставок рассказал о своем отношении к жизни, бизнесу и о том, как сделать маленькую компанию большой, не забыв при этом свои детские мечты.

— Ваша молодость пришлась на эпоху заката СССР. Как в голове советского студента появилась мысль о собственном бизнесе?

— Эта мысль присутствовала с самого начала. Еще в те годы, когда я учился в институте, а социализм был в разгаре, хотя и наступало время перестройки. Уже тогда я понимал, что вряд ли буду работать в государственной машине.

— Были вдохновляющие примеры из жизни?

— Я тогда очень сильно увлекался компьютерами и программированием и читал много специальной литературы о компьютерах. В основном это были американские книги, где фигурировали названия известных компьютерных компаний, Силиконовая долина, Пало-Альто и т.д. Видимо, тогда я понял, что частный бизнес и есть самая правильная система организации работы. Уж если чем-то заниматься, то нужно выбрать для себя что-то и реализовывать в качестве компании, решил я.

— И как это получилось на практике?

— В 1987 году я закончил Московский институт связи. На мое счастье, по окончании института появился закон о кооперации (1988 год). Сейчас его в основном ассоциируют с торговлей пирожками и вареными джинсами. Но для меня с моими товарищами это был сигнал, что можно организовать собственную компьютерную фирму.

— Мешали страхи, сомнения?

— Нет. Когда тебе 25 лет, море по колено и нет таких сомнений. Наоборот, хотелось что-то сделать, и этому посвящалось все время.

— Вы начинали с производства электронных средств отображения информации, а потом стали развиваться в более обширном секторе рекламных поставок. Какие были “болезни роста”, что мешало расширению?

— Самые сложные барьеры — внутренние. Я всегда стремлюсь во все вникнуть, и на первых порах это заставляло влезать в дела своих сотрудников. Хотелось все контролировать. Как следствие, я создавал нервозность для людей и сам занимался не чем-то полезным, а контролем. В один прекрасный момент я понял, что рост компании связан с делением ответственности и делегированием полномочий. Пришлось научиться доверять людям. С этого и начался рост компании.

— Каков же вывод?

— Пусть другой человек будет делать что-то дольше, пусть он сделает это хуже или не так оптимально, но он сделает это сам, освободив тебя от этой работы. А ты в это время можешь сделать что-то другое. У меня есть знакомые, которые тоже работают по 20 лет, но все равно имеют маленькие фирмы из нескольких человек. Стремление все контролировать и делать самос тоятельно не дает расти.

— Были “наезды”, проблемы с госструктурами?

— Они были, есть и наверняка будут. Таково окружение, в котором мы живем. Я считаю, что при нынешней политической и экономической ситуации в стране иначе и быть не может. К счастью, мы работаем на узкий рынок, на узкую прослойку профессиональных компаний, и таких уж серьезных проблем нет. Наши клиенты — рекламные компании.

— Были в работе моменты, когда просто хотелось все бросить? Уехать из России?

— Такой момент был в приснопамятном 1998 году, когда был кризис. Тогда мы еще не знали того, что экономика развивается по синусоиде, есть взлеты и есть падения. Казалось, что это крушение всего на свете. Хотелось куда-то убежать. Но есть такая пословица — “где родился, там и пригодился”. Я некоторое время прожил на Западе, в том числе в США, и постарался разобраться, как там делается бизнес. Должен сказать, что это только кажется, что за рубежом проще. Главным образом из-за ментальных мировоззренческих проблем. Когда мне было уже за тридцать, я понял, что нужно жить и работать в России.

— Ваша компания много работает с зарубежными, в том числе азиатскими партнерами, есть ли особая, восточная специфика?

— Безусловно, есть. Восток есть Восток, Запад есть Запад, все знают эти крылатые фразы. И в них есть смысл. Стиль ведения бизнеса сильно различается. Хотя Восток, конечно, неоднороден.

— Возьмем, к примеру, Китай...

— С Китаем трудно работать. Это огромная аморфная масса. Отсутствие внутренних правил игры. Китайский бизнес внутри достаточно жесткий, беспардонный. Могут обмануть не на первый, а на второй раз или на третий. Там не практикуются долгосрочные договоренности. Продается все и всем. Оборотная сторона — огромный выбор и низкие цены.

— А другие страны Азии?

— Корейский бизнес сильно отличается. Корея и Япония — это “Европа Востока”. В плане деловой этики корейцы стараются играть по правилам цивилизованного мира, но восточная хитринка из-за этого не пропала. Надо держать ухо востро. Также очень большую в отношениях роль играют личные отношения, неформальные связи.

— Что выгоднее производить в России, чем в Китае?

— Вообще, сейчас в России ничего не выгодно производить. Страна находится под прессом налогов и поборов. Плюс суровые климатические условия — любое производство нужно строить очень капитально. Так что выгодность российского производства во многом искусственная — в силу таможенных барьеров для определенных товаров.

— Для вас существует такое относительно новое в России понятие, как “человеческий капитал”?

— Мне странно, когда такие формулировки начинают произносить как что-то новое. Человеческий капитал был всегда, начиная с неолита. Всегда активные люди представляли из себя ценность. Я всегда с большим вниманием относился к людям интересным, нестандартным и старался удержать их в компании.

— Согласились бы оставить бизнес в надежных руках и жить в свое удовольствие?

— Еще год назад я бы твердо сказал “нет”. Но сейчас в моей жизни появилась авиация. Это была такая сублимированная мечта, которая существовала с детства. В прошлом году смог ее реализовать. Я сел сначала за штурвал самолета, потом вертолета. Так что сейчас я сильно увлечен авиацией и хочу развиваться в этом направлении.

— Вы можете назвать какого-то бизнесмена своим образцом для подражания?

— Нет. Я убедился, что успешный бизнес можно делать самыми разными способами, самыми разными путями. Совсем не факт, что то, чего достиг я, нельзя достичь другими путями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру