Лиха беда начало

Как сделать успешный старт-ап?

Последняя фаза кризиса — лучшее время для начала собственного дела. Это вам подтвердит любой миллиардер — от Ингвара Кампрада до Уоррена Баффета. Однако начать в нужное время — это недостаточно для успеха. Что еще нужно для хорошего старта?

Как сделать успешный старт-ап?

Экономика оживает, безработица сходит на нет, у людей появляются дополнительные доходы и главное — появляется надежда на лучшее, что является лучшим стимулом покупательской активности. В то же время кризис изрядно проредил ниву бизнеса. Малые и многие средние компании просто смыло, крупные до сих пор зализывают раны и расплачиваются по кредитам.

И тут — вы: энергичный, переполненный идеями, готовый работать сутками ради своего дела. Денег, кончено, маловато, но зато идея — чудо как хороша! Можно ли с таким багажом начинать бизнес? Конечно, нужно! Но только с выполнением определенных условий.

У вас есть план?

“Первое, с чего надо начинать свой бизнес, — надо сесть и написать бизнес-план”, — говорит гендиректор Агентства по развитию инновационного предпринимательства Алексей Костров. И это очень скучная, но святая правда. Никакие идеи, бурлящие в голове, не годятся для воплощения до тех пор, пока они не будут подвергнуты холодному анализу.

Формы бизнес-планов легко найти в Интернете, но лучше всего писать бизнес-план, основываясь на передовом методе, называемом SWOT-анализ. Название составлено из первых букв слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы), а сам термин введен в 1963 году профессором Кеннетом Эндрюсом. Метод хорош своей универсальностью — им пользуются и транснациональные корпорации, и малые предприятия, а также возможностью самостоятельного анализа.

Разделите лист бумаги на четыре части. Верхние две ячейки — это внутренняя среда. То есть для вас — вы сами с партнерами и ваша будущая компания. Нижние ячейки — внешняя среда: власти (федеральные и региональные), экономические реалии (региональные, общероссийские и мировые), действующее и обсуждаемое законодательство. Правые ячейки — это позитивные факторы. Для внутренней среды ими являются сильные стороны — ваши, вашей идеи и будущей компании. Для внешней среды — возможности, которые они перед вами открывают. Левые ячейки — факторы отрицательные. Для верхней ячейки (внутренняя среда) — это слабые стороны вас и вашей компании. Для нижней — угрозы извне.

Итак, у вас есть четыре ячейки, озаглавленные (если считать по часовой стрелке, начиная с верхней левой): внутренняя среда — сильные стороны, внутренняя среда — слабые стороны, внешняя среда — возможности, внешняя среда — угрозы. Теперь, кратко изложив на бумаге свою идею: что именно вы собираетесь делать, как это будет приносить прибыль, кто будет это покупать и что необходимо вложить и приобрести, — начните раскладывать все имеющиеся у вас в распоряжении сведения по четырем ячейкам. При этом информацию о внешней среде необходимо собирать из всех возможных источников — от прессы до аналитических докладов.

Выглядит это сложно, но на самом деле все достаточно просто. Предположим, вы решили сколотить бригаду грузчиков. Мыслите вы просто: сами вы физически крепкий человек, и еще у вас есть куча друзей-студентов, которые не прочь подзаработать, сестра, сидящая дома с ребенком, и немного денег, которых хватит на закупку необходимого оборудования и упаковочного материала. Еще в вашем активе — опыт нескольких переездов, как вашей семьи, так и семьи друзей.

Начинаем анализ. Вашими сильными сторонами является возможность привлечь дешевые трудовые ресурсы, опыт переездов, физические данные, наличие средств для первоначальных вложений. Вашими слабыми сторонами — недостаточный и однообразный опыт (вы не занимались перевозками офисов), неквалифицированные и неорганизованные трудовые ресурсы (у студентов могут начаться сессия и пиво, у сестры — простуда ребенка и ссора с мужем), недостаточность средств (для поддержания бизнеса хотя бы в течение полугода).

Смотрим на внешние факторы. Среди возможностей: рост мобильности населения и бизнеса — кто-то богатеет и поэтому переезжает, кто-то беднеет — и тоже переезжает. Также стоит отметить небольшую конкуренцию на этом рынке: крупные фирмы сильно пострадали в кризис. Стоимость рекламы, которая нужна в большом количестве, сейчас тоже снизилась. Наконец, этот бизнес требует невысоких вложений (на упаковочный инвентарь, погрузочные приспособления, рекламу и зарплату диспетчеру и грузчикам).

Среди угроз — возможность нового витка кризиса и падения рынка перевозок, рост налогов, конкуренция со стороны как неорганизованных бригад гастарбайтеров (ценовая конкуренция), так и солидных фирм с давней репутацией (конкуренция качества).

А теперь садитесь и думайте, как вам усилить позитивные факторы и нивелировать негативные. Может быть, вы решите для получения опыта поработать в одной из крупных перевозочных фирм, может, решите взять кредит для удлинения периода инвестиций, а может — договоритесь с транспортной компанией о сотрудничестве.

В любом случае стоит учесть два важных фактора. Во-первых, привлечение к работе родственников и друзей — это палка о двух концах. Недаром бытует мнение, что с ними не стоит работать вместе. Да, с одной стороны, вы уверены в том, что эти люди не подставят вам подножку, что платить им можно не так много, как сторонним работникам. С другой стороны, они будут требовать от вас особого отношения, учета всех их обстоятельств и даже капризов. В результате оплата их труда, если считать по КПД, не так уж и ниже сотрудников со стороны. Зато сами они будут всю жизнь убеждены, что ваш капитал заработан их горбом. Да и, как показывает опыт, насчет верности родных и друзей тоже не все так просто.

Во-вторых, даже если вы обладаете опытом наемной работы в выбранной отрасли, это не означает, что у вас есть опыт ведения данного бизнеса. Поэтому не стоит гнушаться возможностью проконсультироваться у “старших товарищей”.

фото: AP

Как все — по камушкам?

Многие начинающие предприниматели совершают одну и ту же ошибку. Во-первых, они ищут какую-то необычную, невиданную еще идею. Во-вторых, они страшно боятся, что эту замечательную идею у них украдут, поэтому никому о ней не рассказывают и пускаются в плавание по волнам бизнеса совершенно самостоятельно.

Как считают опытные бизнесмены, ошибочно и то и другое. Даже если ваша идея действительно полезное новшество, воплощать ее в жизнь все равно рискованная затея. Инновационность бизнеса — это дополнительный риск в первую очередь и только во вторую — возможность высокой прибыли. Ведь неизвестно, как отреагирует на новинку потребитель — а его еще надо к ней приучить, стало быть, затраты на рекламу будут выше обычных. Неизвестно, какие подводные камни таятся за ее производством. То есть бизнес-план невозможно просчитать точно. Поэтому инновации — это удел опытных.

Но, скорее всего, если вы не опытный изобретатель и рационализатор, то вы стали жертвой собственной неосведомленности. Большинство “эпохальных идей” давно рассмотрены рынком, опробованы на зуб — и отброшены за ненадобностью. В любом случае идею красть у вас нет никакого смысла — гораздо лучше помочь вам и, дождавшись воплощения идеи, спокойно наладить свое производство — без риска, бессонных ночей и ненужных затрат.

Поэтому свой первый бизнес лучше начинать с чего-нибудь опробованного. В Интернете есть масса бизнес-кейсов с подробным описанием, расчетами и проч. “Можно посетить наши еженедельные “старт-ап уик-энды”, где более опытные бизнесмены дадут консультации”, — говорит Костров. Стоит посетить и сайт “Малый бизнес Москвы” (mbm.ru), организованный столичным Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Если совсем не хочется рисковать — купите франшизу. В этом случае бизнес весь просчитан, вас и обучат, и снабдят необходимым оборудованием, и рекламную кампанию проведут. Ваша задача — подобрать помещение и потратиться на его ремонт, наем персонала, а также на саму франшизу.

Где найти надежное плечо?

Если вы начинаете бизнес в Москве, вам повезло. И дело не только в том, что платежеспособность населения и активность бизнеса в столице выше, чем где бы то ни было. Просто здесь давно и хорошо отлажена помощь малому бизнесу, в том числе и начинающему.

Так, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства выдает субсидии малому бизнесу, в том числе инновационному. Среди них есть и субсидии для стартапа: до 700 тысяч рублей может получить молодежный бизнес (если его учредителям и сотрудникам менее 30 лет), до 500 тысяч — инновационное предприятие, до 350 тысяч — все остальные стартапы. Правило здесь такое — возвращать эти деньги не надо, но на каждый рубль субсидии предприниматель должен вложить свой рубль. “Субсидии у нас есть, заходите на сайт, заполняйте заявку, прилагайте бизнес-план”, — зовет Костров.

Помимо субсидий в Москве осуществляется и имущественная поддержка стартапов: специально для них создано два бизнес-инкубатора: в Строгине и в Зеленограде. “Это офисные здания, где начинающему бизнесмену на три года предлагаются полностью оборудованные рабочие места, — говорит Костров. — В первый год арендная плата составляет 40% от рыночной ставки, во второй — 60%, в третий — 80%”. И здесь, по словам руководителя АРИП, есть сейчас свободные места.

Ведется и обучение малого бизнеса. Программы есть на любой вкус: от двухдневных семинаров до годовых учебных курсов. Можно научиться основам бухгалтерии, работе с компьютерными бизнес-программами и прочим вещам, необходимым предпринимателю. Начинающим и здесь скидки: от 50% до 100% для молодежи и безработных. С этого года организуются и стажировки малых предпринимателей к зарубежным коллегам — поездка также субсидируется столичным правительством. И здесь, кстати, сейчас идет сбор группы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру