Подобные мероприятия в мэрии на Новом Арбате проходили и раньше. Правда, тогда представители горадминистрации помещались во главе “круглого стола”, выступали с длинными речами и по мере необходимости руководили заранее спланированной дискуссией. Но теперь все изменилось.
Кресла столичных чиновников (а среди приглашенных оказались заммэра Юрий Росляк, глава Тендерного комитета Геннадий Дегтев, и.о. главы Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Михаил Вышегородцев и др.) оказались далеко от президиума, где по просьбе Сергея Собянина верховодил ректор АНХ Владимир Мау. Он признался, что плохо знаком с проблематикой мегаполиса, т.к. прежде независимых экспертов “сюда не допускали”, и предложил обсудить две проблемы, о которых точно знают все. Это транспорт и строительство. “Давайте договоримся: поменьше говорить о наболевшем и побольше о том, что можно сделать, чтобы ситуация улучшилась. Прошу вносить конкретные предложения”, — заявил модератор. Сидевшие за “круглым столом” девелоперы не заставили себя упрашивать. Поскольку Москву последнее время ругают все кому не лень, включая самих отцов города, инвесторы со своими докладами прекрасно вписались в общий тренд.
Основная мысль их выступлений: новым властям столицы нужно не просто ликвидировать излишние административные барьеры и упростить “цепочку” согласований частных проектов, а изменить сами принципы работы с инвесторами. “Надо начинать с реформирования стройкомплекса!” — замахнулся на “святое” Андрей Белюченко из “Ведис-груп”. Он рассказал, что по существующим регламентам и правилам на согласование и строительство 100 тыс. кв. м условного жилья на участке между ТТК и МКАД необходимо получить 2800 подписей и затратить 8 лет. Только префект на одном проекте ставит до 80 согласующих подписей. “Инвестор, который знает подходы, сможет сократить этот цикл до 6 лет, из которых непосредственно на само строительство уйдет всего 1,5 года”, — сообщил г-н Белюченко.
Он предложил горадминистрации создать пошаговую схему согласования инвестпроектов с указанием регламентных сроков и ответственных должностных лиц и разместить эту информацию в отдельном распорядительном документе правительства Москвы. Кроме того, в стройкомплексе, по его мнению, необходимо создать институт руководителей инвестпроектов, как это делается, например, в Нью-Йорке. “На крупные объекты, строящиеся за частные деньги, следует назначать представителя мэрии в качестве руководителя строительного штаба, который будет контролировать выполнение застройщиком своих обязательств и решать административные вопросы, связанные с обязательствами города”, — пояснил свою мысль г-н Белюченко.
Его коллега из “Баркли” Леонид Казинец оказался еще более категоричен. “Давайте перестанем согласовывать с чиновниками проекты. Совсем”, — предложил он. По мнению г-на Казинца, отказаться нужно от всех услуг госслужащих, включая государственную экспертизу, которую вполне могут заменить независимый аудит проекта и страхование ответственности. “Мы строим дом в Чехии: хотите верьте, хотите нет, но я вообще не знаю, как там зовут руководителя государственного надзорного органа. Проект сдается на ознакомление. Если через 30 дней никаких возражений от надзорного органа не поступило, можно начинать строительство”, — разъяснил суть своих революционных идей девелопер. В Москве тоже есть предпосылки для перехода от разрешительного принципа к уведомительному: разрабатываются технические регламенты, создан и действует институт СРО, развивается система страхования строительных проектов. “Не надо бояться”, — убеждали чиновников инвесторы.
Однако представители мэрии пока не готовы бросаться в полымя. Заммэра по экономическим вопросам Юрий Росляк признал, что система взаимодействия города с инвесторами сейчас переосмысливается, но насколько глубоко — уточнять не стал. Из его ответного слова было понятно, что власти, во-первых, намерены убрать из цепочки согласований ГУПы и другие “пристройки” к госорганам, а во-вторых, будут самостоятельно готовить площадки под застройку. Сейчас в цене каждого квадратного метра столичного жилья, помимо расходов за земельный участок (13 тыс. руб.), проектирование (3 тыс. руб.) и строительно-монтажные работы (50 тыс. руб.), заложено строительство магистральных сетей (6 тыс. руб.), присоединение к энергетическим мощностям (5 тыс. руб.) и другие обременения (27 тыс. руб.). “Мы готовы взять на себя подготовку площадок, включая разработку исходно-разрешительной документации, снятие обременений и присоединение мощностей. На земельные аукционы будет выставляться полностью готовый для инвесторов товар”, — пообещал г-н Росляк.
Как выяснилось, чиновники тоже не горят желанием встречаться с застройщиками. По словам зама мэра, впредь все общение с бизнесом будет вестись в интерактивном режиме на специализированном инвестпортале. Город собирается вывесить на нем разработанные Москомархитектурой отраслевые схемы, проекты планировок различных территорий и решения, которые будут приниматься на градостроительно-земельной комиссии Сергея Собянина.
Девелоперы через тот же сайт смогут направлять в горадминистрацию свои предложения по застройке конкретных участков. Сработает ли эта схема — пока сказать трудно. Предыдущая попытка мэрии наладить взаимодействие с инвесторами в электронном режиме не увенчалась успехом: несмотря на появление портала moscow-invest.ru, представители строительных компаний продолжали активно посещать Тверскую, 13, и решать свои вопросы в кабинетах высокопоставленных чиновников.
Сейчас сайт закрыт на реконструкцию. Во многих кабинетах другие начальники. А застройщики перебрались за “круглые столы”, пытаясь оттуда поколебать многолетние устои градостроительной политики столичной администрации.